В.Н.ЛИХАЧЁВ, Сибирское Рериховское Общество
Текут потоки Благодати,
Но где сосуды их вместить?..
Лишь капли можем донести
И по дороге не растратить;
Найти пути к земным словам
От Слова, сказанного нам.
Н.Д.Спирина
Данное сообщение не претендует на всеобъемлющее исследование, его задача — привлечь внимание к ценнейшему сокровищу, данному через Наталию Дмитриевну Спирину для обогащения и расширения нашего сознания, для лучшего понимания Учения Живой Этики, для радости и красоты духовной, для познания мира.
Для нас, изучающих Живую Этику, святы и дороги слова Учения, данного через Елену Ивановну и Николая Константиновича Рерихов. Мы с трепетом и благодарностью впитываем тексты Записей Бориса Николаевича Абрамова, ученика Рерихов. Мы знакомимся с «Тайной Доктриной» и другими произведениями Елены Петровны Блаватской. Но сегодня пришло время сказать об огненном вкладе Наталии Дмитриевны Спириной в Дело строительства Нового Мира — о её поэзии, которая помогла созданию Общины и двух Музеев Рериха здесь, в Сибири.
Высокая поэзия Агни Йоги пробудила в Наталии Дмитриевне поэтический дар. До встречи с Учением она стихов не писала. По её рассказам, первые строки, которые она прочла в Живой Этике, были о молитве из книги «Аум» (35): «Молитва есть возношение и восхищение». Именно эти строки убедили её: это то, что она искала. Их можно считать основой её поэтического творчества. В каждом стихотворении — возношение земного и восхищение высшим.
Поэзия Наталии Дмитриевны — это Учение в стихах. Подтверждение единого с Учением Источника даёт в своих письмах Елена Ивановна Рерих и утверждает на творческом духовном пути Наталию Дмитриевну словами: «О ''Каплях'' Наты могу сказать, что яро они мне близки и я принимаю их всем сердцем. Пусть пишет со всем пылом сердца своего, не сомневаясь ни в чём. Очень хотела бы иметь ещё несколько ''Капель'', ибо чую Источник их».
Позднее в письмах к Борису Николаевичу Абрамову, духовному наставнику Наталии Дмитриевны, Елена Ивановна передаст слова Великого Владыки о её миссии: «Яро помогу ей в её работе в Моей лучшей стране»1.
Так утверждается Цепь Иерархии. Позднее, уже после ухода Елены Ивановны, в стихотворении, посвящённом Матери Агни Йоги, Наталия Дмитриевна напишет:
Примет всё наследие Твоё
Дух, идущий следом за Тобою;
Примет всё страдание Твоё
От невежества людей, и боли
Тех сердец, затерянных во мгле;
Примет радость бытия в Огне,
Счастье исполненья Высшей Воли.
Для того чтобы передавать слова из Высокого Источника, нужно соответствовать Ему, созвучать Ему, быть постоянно настроенным в гармонии с Ним. Лишь тогда передача будет чистой и неискажённой. И это соответствие, созвучие утверждается постоянно, утончая и обогащая новыми откровениями сознание, звучащее в унисон с Учителем Света.
Наталия Дмитриевна утверждает в стихах постоянство связи с Высшим: «Да будет словом каждого стиха Руководить незримая Рука...»; «Пусть Голос Твой сильнее грома будет...»; «...А здесь — немногие из нас Увидят и услышат Вас И примут Дар, сияний полный...»
Большая часть стихов Наталии Дмитриевны посвящена Высшему. Один из разделов сборника «Капли» назван «Основа Основ». Десятки «Капель» посвящены общению с Великим Учителем, обращению к Нему, утверждению радости единения и любви.
В сборнике «Перед Восходом» самый мощный и самый сокровенный раздел назван «Беседы с Тобой», большинство стихов из которого написаны белым стихом.
Из этого предстояния перед Высшим и постоянной внутренней молитвы и проистекает и само творчество, и тот огонь, вложенный в слова, и та убедительность и действенность стихов, порождающая огненные следствия.
Поэзия Наталии Дмитриевны очень необычна. И по форме, и по содержанию, и по особому ритму она отличается от существующей поэзии. Её стихи — это основа поэзии будущего, поэзии Нового Мира. В них нет местоимения «я», нет места личным эмоциям и переживаниям. «Капли» — стихотворения, содержащие не более семи строк. И в этой краткости, сжатости до предела, заключена мощная сила воздействия.
В книге «Аум» (43) сказано: «Не удивитесь, если самая краткая молитва будет доходить лучше».
Именно «Капли» можно назвать молитвами. Своей глубиной, мудростью, чёткостью и красотой чеканного слова они сродни сутрам* буддистов, шлокам** восточных учений, философским изречениям древних греков.
В «Каплях» затрагивается много тем, но самые основные — это общение с Учителем, утверждение на пути восхождения духа, утверждение лучших качеств, устремление к дальним мирам.
Вслушаемся только в первые строчки «Капель», которые звучат как напутствие Учителя, как обращение к нашему высшему «Я». Это краткий приказ, самый нужный и самый необходимый приказ духу. «Полная чаша готова. Прими!..»; «Если от Солнца ты — Свети не жалея...»; «Плати — развяжутся узлы...»; «Не оскверни свои уста...»; «Запрета нет. Иди вперёд без страха...»
А вот философские мысли и образы: «Просто распускаются цветы, — Так же прост рост духа...»; «Как негасимая лампада Нам сердце вещее дано...»; «Земная радость, как цветок, — Сорви его, и он увянет...»; «Зерно не сразу плод даёт...»; «Любовь есть дыхание сердца...»; «Чем глубже воды, тем тише...»
Об утверждении на Пути и предназначении жизни звучат слова. Они убеждают в правильности нашего выбора Пути. «Наш путь решён — о чём же горевать?..»; «Путь к Солнцу прост, и ясен идеал...»; «Свой путь, свой труд, свою любовь Дух продолжает непрестанно...»; «Возвышенная миссия твоя — Подняться сердцем в светлые пределы...»
О качествах, необходимых для восхождения: «Спокойствие — доверья плод прекрасный...»; «Стремящийся, не бойся туч...»; «Не отказаться, но вместить...»; «Спокойствие притягивает силу...»
Самые торжественные и сокровенные «Капли» посвящены Великому Учителю. «Какая радость, что Ты есть! Какое это ликованье...»; «Твой Образ сердце сохранит Во глубине глубин сознанья...»; «Любовь к Тебе — такой великий свет, Любовь к Тебе — такой бесценный дар...»; «Ты — радость Утра. Луч Зари. Всегда Восход. Всегда Начало...»
Тема Космоса и Беспредельности отражена в таких «Каплях»: «Всё уносится в космическую даль, Всё приходит из космических глубин...»; «Корабль планеты ускоряет ход И к берегам грядущего плывёт...»
Обрадуйся дальним мирам,
И радость стрелой золотой
Помчится к далёким друзьям
И свяжет их сердце с тобой...
_____________
Мы — путники тверди и спутники звёзд —
Своим устремленьем построим мы мост
В надземные сферы далёких миров,
Неведомым братьям ответив на зов...
«Капли» уникальны и по содержанию, и по форме. Недаром они переизданы уже в пятый раз. Семь строк — как основа строения, как семеричность сущего, как семь нот и семь цветов радуги, с помощью которых созданы прекрасные сияющие образы. Наталии Дмитриевне предназначено свыше ввести поэзию в русло Живой Этики. По сути, задан канон поэзии новой эпохи, основа будущих поэтических откровений.
Приведём несколько отзывов читателей о «Каплях».
«Ваши ''Капли'' чисты и прекрасны. Это ''Капли'' большого океана Знания, Учения Живой Этики» (Г.Д.Головина, Калининград).
«Спасибо за Огонь, которым полны Ваши стихи. Невозможно выразить словами всего, что отразилось в моём сердце, когда я читал ''Капли''» (В.М.Туров, Кемерово).
«Наталия Дмитриевна, я читаю Ваши стихи как молитвы, они мне помогают идти дальше, радоваться завтрашнему дню, верить в будущее» (С.Шевелёва, Курган).
И таких отзывов сотни и сотни. Люди пишут их из всех уголков страны и из-за рубежа. Их сердца откликаются на вибрации сердца, вложенные в эти стихи.
Как сказано в «Гранях Агни Йоги», «стихи без огня — набор мёртвых слов. Огнём сердца создано всё, что вошло в сокровищницу общемирового искусства»2.
Мы знаем примеры, когда самые малые дети, ещё не умеющие читать и даже говорить, слушали с особым вниманием «Капли» и очень ярко реагировали на них, проявляя свой восторг и восхищение. Это лишний раз доказывает, что в этих стихах звучат не просто слова, но вибрации Высшего Источника проникают в сердца слушающих и читающих и пробуждают их к Свету и к жизни новой.
Стихи из сборника «Перед Восходом» уже не ограничены семью строками, но они раскрывают новые темы и грани поэтического таланта Наталии Дмитриевны Спириной. И прежде всего хотелось бы сказать о стихах, написанных к картинам Николая Константиновича Рериха, так как это необычное творчество, это глубокое проникновение в замысел художника и создание созвучного, гармоничного слова, помогающего лучше воспринять смысл картины, её особенности. Это уже синтез — синтез цвета и звука, языка живописи и языка поэзии.
В традиционной живописи Китая картину создают, как правило, два автора. Это непосредственно живописец, создающий живописную часть картины, и каллиграф, который своим особым стилем наносит изображение иероглифов в нужном месте прямо на картину.
Стихи Наталии Дмитриевны, размещённые рядом с картиной, сливаются в созвучии с ней, обогащают наше восприятие и настраивают на торжественный лад. Сейчас уже трудно представить многие картины Н.К.Рериха без сопровождения стихов Наталии Дмитриевны, они стали единым целым.
Пример такого сотворчества — камин, украшенный воспроизведением картины Рериха «Белый камень» в технике изразцов и стихами Наталии Дмитриевны. Не случайно каминный зал — сердце Музея Н.К.Рериха.
В одной из бесед Наталия Дмитриевна говорила: «Когда живопись и стихи, это сила. Тут ещё и ритм добавляется в стихах. А ритм имеет великое влияние. Особое восприятие».
Мы по-новому открыли картины Рериха через стихи Наталии Дмитриевны. Глядя на картины «Сергий-Строитель» и «Святой Сергий Радонежский», вслушаемся в ритм её стихов.
Молчанье. Тайна. Тишина.
Следы медвежьих лап по снегу.
Сверканье звёзд. И вышина
Деревьев, устремлённых к небу...
Такие ёмкие слова передают настроение картины, величие и торжественность изображённого. И в конце стихотворения «Подвиг» заключительным аккордом звучит утверждение:
...И вот во имя Красоты
На землю сходит в вихрях света
Тот Храм, который держишь Ты
В Руке,
на благо всей планеты!
И словно ещё выше возносится фигура Сергия, и сияет храм будущего в Его Руке, как залог процветания будущей России.
В стихах к картине «Звезда Героя» в нескольких четверостишиях раскрывается вся динамика картины, всё устремление героя, его мысли, мужество и готовность к подвигу.
Комета! Наконец оявлен знак,
Сигнал Небес! Герою он поведал:
Восстать и биться за победу Света —
Настали сроки, и близка она...
И каждое стихотворение к картинам Николая Рериха можно изучать одновременно с картиной, обогащаясь ритмом созвучия. Ведь не случайно, что книга-альбом «Весть Красоты» была награждена дипломом конкурса «Лучшая книга года».
Ещё отметим стихи, написанные к картинам Рериха из серии «Санкта». Они прозвучали в слайд-программе Наталии Дмитриевны «Священная Сюита», изданной небольшой книжечкой под этим же названием.
«Священная Сюита», звучавшая на «круглых столах», была столь ёмким, мощным и синтетическим явлением, что впечатление от неё до сих пор сохранилось. Здесь были соединены слово, музыка, живопись и поэзия.
«И Мы открываем врата»
Туда, где царит Красота
Грядущего нового века;
Завещанный Храм там стоит,
Дом Духа,
и благовестит
О новой судьбе человека.
И этими словами были широко открыты врата в мир красоты, мир синтеза, мир созвучия музыки, поэзии, живописи.
В 2002 году Наталия Дмитриевна написала стихотворение, посвятив его всем картинам Н.К.Рериха.
Мы на этой земле
видим отблеск Надземных Миров,
Постигаемых нами
в твоих небывалых твореньях;
И картины твои
нас уводят от сумрачных снов
К жизни вечных Основ и Красот,
неземных и нетленных.
Ещё один раздел её стихов — природа. И в эту тему Наталия Дмитриевна внесла новый подход к восприятию всех царств природы как единого, органичного целого, имеющего множество индивидуальных особенностей. Как тонко она чувствовала жизнь природы! Как ощущала дыхание цветов и трав, деревьев. Как чутко улавливала ритмы падающего снега, дождя, тишины в природе. Как точно и красиво передавала состояния закатов и восходов! Как лирично описывала время ночи, вечера, утра. Она понимала язык цветов и часто говорила о них как о живых существах. «Эти тюльпаны поют. Я слышу их голос». «Эта роза — подросток. Она очень молода. А вот те розовые розы старше».
Одно из её стихотворений — «Зелёные гости» — стало чудесной книгой для детей, в которой описаны все красоты цветущих деревьев, пришедших в наши города в гости.
...Зелёные гости с собой принесли
Всю радость цветущей весенней земли;
Прохладную тень, благодатный озон,
Трепещущих листьев таинственный звон...
Стихи о небе, облаках, о голосе реки, о горах и скалах написаны словно о сёстрах и братьях. В Учении сказано: «Только очень утончённый дух найдёт в себе решимость признать в скале своего брата»3. У Наталии Дмитриевны мы читаем:
Скалы, громадные братья!
Учите людей молчанью.
Торжественность вам знакома,
Хранители древних тайн...
В книге «Аум» (40) сказано: «Немногие особенно любят синеву горных вершин, являя там лучшую утверждённость духа; другим нужна зелень, и её называют цветом надежды; третьи живут в теснинах городов и там чувствуют себя отлично». У Наталии Дмитриевны в стихотворении «Горы» читаем:
Одним хорошо в долинах,
Другим и в низинах сладко;
Живут в городских коробках,
Блаженствуют на морях.
Но есть и такие люди,
Которые любят горы;
Их тянет неудержимо
К высотам и небесам...
Много граней можно открывать в этом разделе. Завершим эту тему словами из стихотворения «Открыть»:
Открыть глаза людей на радости Земли:
На солнечную песнь закатов и восходов,
На блики облаков, которые легли
Небесным цветником по голубому своду...
Заканчивается стихотворение так:
...Не перечесть всего, не спеть, не рассказать,
Не сосчитать миров, не обойти всех далей...
Но тихо подойти,
любя открыть глаза
И исцелить людей
от скуки и печалей!
И этим целительным действием обладает всё творчество Наталии Дмитриевны, все стихи, слова, беседы и рассказы, а также все её мысли и чувства, посылаемые окружающему.
Сборник «Перед Восходом» заканчивается разделом «Беседы с Тобой». Это самая сокровенная часть творчества Наталии Дмитриевны. Она никогда не читала вслух стихов из этого раздела и нас не поощряла к тому. Поясняла: «Ведь в самом названии ясно указано — беседы с Высшим, и лишь с Ним Одним, наедине». Каждому дана возможность прикоснуться к этим беседам и прочувствовать в своей мере глубину и сокровенность этих бесед. Стоит отметить, что большая часть этих строк написана белым стихом, но в таком особом внутреннем ритме, что отсутствие рифмы даже не замечается.
О самом дорогом и сокровенном рождались белые стихи. Это поэма «Вестник» о Николае Рерихе, слова о Христе в стихотворении «Дух Его веет через пустыни жизни...» и многое другое.
Есть небольшой раздел, который ещё предстоит изучить — это песни. Так их назвала Наталия Дмитриевна. Получив прекрасное музыкальное образование и будучи педагогом-музыкантом, она и в стихах проявила стройность и музыкальность. И наверное, поэтому были написаны эти песни-гимны. «Песнь утра», «Песнь огня», «Песнь о свободе» и другие, в которых звучит особый строй, особая мелодия. Порой стремительная и чёткая, как в «Песне огня»:
Свет лучей,
Блеск светил! —
Новый Мир
Наступил.
Пламень волн,
Вспышки звёзд.
Щедрый сев —
Буйный рост...
Порой плавная, призывная, как в «Песне утра»:
Посмотри — наступает восход!
На востоке полоска зари.
Посмотри!..
Или суровая, зовущая, как в «Песне восхождения»:
По гладкому камню подняться к Высотам —
Таков предуказанный путь;
Оставив в низинах земные заботы,
В глубины небес заглянуть.
Эти песни — гимны для строителей Нового Мира, они как марши в пути духа, как молитвы для утверждения в битве жизненной.
А теперь перейдём к осознанию благотворного воздействия стихов Наталии Дмитриевны на всех, кто прикасался к её творчеству, кто изучает его, кто продолжает наполняться им так же, как и Учением Живой Этики. «Слово есть вибрация, такие созвучия нужны для гармонии пространства» — так сказано в книге «Аум» (25).
У Наталии Дмитриевны есть такие строки:
«Слово пустое не даст ничего»,
Но если ты сердце вложишь в него,
Будет оно как костёр в ночи.
Не промолчи, не промолчи!
И столько сердца вложено ею в строки стихов, столько огня, что все стихи обрели силу действенности.
После переезда в Сибирь в далёком 1959 году здесь долгие годы шло напитывание пространства. Вместе с Борисом Николаевичем Абрамовым ей было поручено Свыше наполнять пространство России и особенно Сибири новыми эволюционными мыслями.
Началась работа среди учёных и деятелей культуры, проводились выставки картин Рериха, читались лекции, показывались слайд-программы. Были организованы Первые Рериховские чтения, поддержанные учёными СО РАН, которые активно выступали на них с докладами.
Пространство насыщалось новыми мыслями и делами, новыми образами и примерами жизни Святых и Подвижников.
Наступили 1990-е годы, пришли строители Нового Мира.
И откликнулись они на слово Наталии Дмитриевны. Изданная книга Учения «Зов», первые сборников стихов «Капли», «Перед Восходом» привлекли в Новосибирск много ищущих людей, будущих сотрудников. Ещё до встречи с Учением многие уже откликнулись на огненное слово Наталии Дмитриевны.
Созданное ею Сибирское Рериховское Общество развернуло свою деятельность. И эта деятельность вдохновлялась, направлялась и поддерживалась творчеством Наталии Дмитриевны. Ежемесячные «круглые столы» вводили в ритм труда, настраивали на самое необходимое.
Вышло второе издание сборника «Капли», так как первое разошлось мгновенно. И шли постоянные отклики на стихи, и благодарность и признательность Наталии Дмитриевне за строки огненные. На встречи с ней ехали десятки и сотни людей из всех уголков страны и даже из-за рубежа. Шло становление Общества, испытание сотрудничества. Наталия Дмитриевна среди всех дел писала новые стихи и новые Слова. «Искусство объединять людей в благом сотрудничестве есть одно из наитруднейших, хотя нет и выше его»4.
Пришло время восстановления Музея на Алтае. В 1996 году Наталия Дмитриевна пишет краткий мощный гимн Алтаю.
Алтай, воскресай!
Воскресай, Алтай!
Пробуждай свои силы,
Свой дух, Алтай!
Земля тебя ждёт,
И Небо зовёт,
Звезда поведёт
Вперёд —
на Восход.
И добровольцы-строители едут в далёкий Верхний Уймон и в суровых условиях начинают восстанавливать Дом-музей Н.К.Рериха. Многие помощники передают свои средства на народную стройку, помогают продуктами, десятки организаций помогают материалами. Стройка пошла. Сейчас мы видим, как развивается Алтай, какие подвижки произошли в Уймонской долине, как изменилось сознание людей. Но «вначале было Слово». Через год СибРО начинает ещё одно строительство. Теперь уже в Новосибирске возводится тем же методом народной стройки небывалый Музей Николая Константиновича Рериха. Вспомним Слово Наталии Дмитриевны «Встань, друг!», вспомним стихи, посвящённые строительству Музея:
Музей мы строим небывалый,
Одежды белые надев,
Не ради власти или славы —
Во имя блага всех людей...
И закипела работа. И поднялись духом на великое дело откликнувшиеся на зов. Как вдохновляла нас Наталия Дмитриевна! Какие слова находила! Как устремляла в будущее, туда, где сияет выстроенный Музей, в который приходят многие люди, приезжают из других городов и стран. «Все флаги в гости будут к нам», — говорила Наталия Дмитриевна.
Сегодня книги отзывов пестрят названиями иных держав, а тогда знала и видела это лишь она. Значит, её поэзия — действенная. Не просто поэзия, но Слово с большой буквы, направленное к сердцу читающего самым кратчайшим путём и воздействующее на самые сокровенные струны духа.
Учение дано на тысячелетия. «Капли» и другие стихи Наталии Дмитриевны освещают начало пути, первые вехи строительства Новой страны, заповедного Града.
Молитвой к Святому Николаю Чудотворцу она соединила нас со Вселенским Святым и Заступником, утвердив Высшее Покровительство. Каждое утро в Музеях звучит молитва: «Мы молимся Пречудному Николе, Заступнику на суше и на море...»
И этим проводится живая связь земного и небесного, Музей наполняется особой атмосферой, которую отмечают многие посетители. Так творит огненное слово нашей Ведущей. Можно ещё привести примеры действенности её поэтического дара. Вот один из них.
Один из ведущих альпинистов России Валерий Першин из Екатеринбурга, восходя на самые высокие вершины мира, разворачивал на них Знамя Мира и читал «Капли» Наталии Дмитриевны во всех горных переходах, черпая силы в огненных строках. И посылал приветы и письма и даже звонил Наталии Дмитриевне с самых высоких точек планеты.
Большинство сотрудников СибРО приехали в Новосибирск из других городов за сотни и тысячи километров, влекомые магнитом сердца Наталии Дмитриевны, и поселились здесь, чтобы вместе строить Храм Красоты, Храм Духа, строить Общину.
И те, кто общались близко с Наталией Дмитриевной, вдруг начинали писать стихи — вдохновляемые Наталией Дмитриевной, они создавали и продолжают создавать поэзию будущего. Изданы первые сборники стихов поэтов СибРО. И даже свой день рождения Наталия Дмитриевна превратила в День Рериховской поэзии, который теперь проходит ежегодно, начиная с 2001 года. И это ещё один вклад в будущее, которое ждёт нас впереди.
«Нам нужно создать новую поэзию, новую литературу, — говорила Наталия Дмитриевна. — Так же как мы создали Музей, так же должны создать и новую поэзию и литературу». И всех нас устремляла и вдохновляла на творчество.
Теперь стихи Наталии Дмитриевны «работают» на многочисленных выставках, в слайд-программах, фильмах, концертах, лекциях, докладах. Её слова становятся крылатыми, разлетаясь по лику Земли, насыщают людей и пространство заложенным в них Светом.
Когда Наталию Дмитриевну спрашивали, как она пишет стихи, она говорила: «Конечно, это пережито. Эти темы приходят изнутри, рождаются в устремлении, написаны по вдохновению. Были и озарения. Но всё пережито. Я ведь могла бы много нарифмовать, но ценность не в этом. Ценно прожитое внутри» (31.12.2001).
И наша задача — изучать её наследие, её творчество, её слово и нести его другим достойно, торжественно и красиво. В стихах много ещё сокрыто и много откроется в будущем. Большой архив приносит новые открытия. Главная ценность — это наследие и работа с ним.
В заключение — слова Наталии Дмитриевны, касающиеся её поэзии и поэзии будущего.
«Благодаря поэзии мы научаемся любить Прекрасное: природу, высокие чувства, звёзды, всё мироздание... (...) Предназначение поэзии будущего — воспевать всё самое высокое, самое нужное, самое прекрасное!»5
1 «Возвышенная миссия твоя...» Новосибирск, 2006. С. 92.
* Сутры (санскр.) — древнеиндийские письменные лаконичные и отрывочные высказывания, а позднее своды таких высказываний.
** Шлока — особый метрический размер, широко применяющийся в санскритской литературе, стихотворная форма.
2 Грани Агни Йоги. 1959. 280.
3 Иерархия. 439.
4 Е.И.Рерих. Письма. Т. 6. М., 2006. 10.06.1938.
5 Н.Д.Спирина. Вначале было Слово. Новосибирск, 2005. С. 20.