С.С.ЦАРЕГОРОДЦЕВА, кандидат филологических наук, г. Усть-Каменогорск, Казахстан
Погребение, уставленное большими камнями... надписи на скалах — всё это ведёт нас к той важной эпохе, когда с далёкого юго-востока, теснимые где ледниками, где песками, народы собирались в лавину, чтобы наполнить и переродить Европу. И в доисторическом и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу.
Н.К.Рерих. Сердце Азии
Одним из самых уникальных памятников культуры Рудного Алтая является неолитический храмовый комплекс Ак-Баур. Немногочисленные упоминания и сведения о нём относятся к концу XIX – началу XX века; с 80-х годов прошлого века началось его системное изучение, появились интересные попытки семантирования наскальных изображений.
Ак-Баур находится в 38 км от города Усть-Каменогорска за посёлком Ленинка, в Калбинских горах. Название он получил по одноимённой сопке и гроту с природным отверстием «на крыше» и росписями внутри.
Название Ак-Баур иногда дословно переводят как «белая печень». В «Кратком казахско-русском словаре» приводятся следующие значения слова «бауыр»: 1) печень, 2) кровный родственник, 3) склон, подошва горы1. Именно на склоне сопки Ак-Баур находится одноимённый грот с наскальными изображениями, сделанными красной охрой (или кровью жертвенных животных)2. Росписи подобного цвета не встречаются больше нигде в Восточном Казахстане.
В современном казахском языке у слова «бауыр» есть переносное значение — младший брат, точнее, самый любимый младший братишка, и оно может ассоциироваться с понятием «младший», «меньший», так как рядом с невысокой сопкой Ак-Баур находятся горы Кызыл-тас (Красный камень). Грот Ак-Баур как бы «смотрит» на запад, а если из него наблюдать закат, то горы Кызыл-тас действительно кажутся красными.
Учитывая синкретический характер неолитической культуры, можно предположить, что грот был местом проведения ритуалов, а склон сопки считался священным. Неслучайным видится использование эпитета «Ак» — белый — в нескольких топонимических названиях урочища. Белый цвет в древнетюркской культуре имел значение священного, с появлением ислама стал символизировать цвет аллаха. Пытаясь осмыслить название «Ак-Баур», исследователь и писатель Е.В.Курдаков обращается к параллелям со славянской мифологией, приводя пример из заговора: «На море-окияне, на острове Буяне лежит белый камень Латырь». Гора Латырь в славянской мифологии — Алтарь, около которого находится древняя прародина3.
По долине урочища Ак-Баур течёт ручей, который называют Ак-Бастау (Белый ручей). Н.К.Рерих чувствовал особенность и неслучайность таких названий*: «Эти названия речек, урочищ и городищ слышатся как напевный лад, как созвучный звон. Сколько много народов принесли свои лучшие созвучия и мечты. Шаги племён уходят и приходят. (...) Вода в Ак-кеме молочно-белая»4. «Белы снега и бело серебро самой Белухи-матери»5.
Почитание высот было распространено во многих ранних культурах и связано с тем, что горы осмыслялись как местопребывание местных божеств. Они символизировали центр мира, место соприкосновения неба и земли, вечность и устремлённость к вершинному миру. В древних мифах многих народов сохранились особо почитаемые горы: Олимп, Осса, Пелион, Парнас, Киферон, Ида и др. (в греческой мифологии), Арарат, Синай на Ближнем Востоке, Кинлун в Китае, Богда-ола в Монголии, горы Тибета, Фудзияма в Японии, Кения и Килиманджаро в Африке, Тлалок в Мексике и другие реальные горы. Есть и чисто мифологические горы — Валгалла (в скандинавском эпосе), гора св. Грааля, «хрустальная гора» в славянском эпосе, изумрудная Сафа у мусульман, Белая гора у кельтов, гора Меру и Мандара в индуизме и др.
Похоже, что наши пращуры священным воспринимали и Ак-Баур. Чтобы оказаться в гроте Ак-Баур, нужно подняться вверх на 5 – 6 ступеней, то есть совершить восхождение в верхний мир. Обряды, которые совершались около Ак-Баура и гор Кызыл-тас, скорее всего, связаны с культом гор, одним из ранних магических культов, наряду с культом неба, солнца, грозы, животных и растений. Именно на основании этих культов были сформированы многие ранние формы религий6.
По мнению Е.В.Курдакова, Ак-Баур — храм под открытым небом, строго ориентированный на запад, предназначался для совершения похоронных обрядов, когда усопший как бы повторял весь путь в лучший мир7. Он предположил, что похоронные процессии начинались около сопки Ак-Баур и двигались вдоль Сорочьей горы (самой высокой вершины гор Кызыл-тас) к ручью Ак-Бастау. Именно около ручья в настоящее время находятся целые заросли чия, разновидности камыша, который обычно растёт там, где когда-то были древние поселения и остались зольники от костров.
Прицел на Сорочью гору
Около ручья находится место церемоний, которое ограждают вкопанные плоские плиты. Центральный камень «стены» напоминает прицел. Мушка прицела через вершину белого холма и макушку Северной сопки в день весеннего равноденствия нацелена строго на Полярную звезду, исконно служившую древним народам ориентиром в пути. «Помогает» увидеть это направление белый камень, врытый на вершине холма. Казахи называют такие камни «каракши», дословно — «смотрящий». В Восточном Казахстане чабаны до сих пор считают их своеобразными сторожами, вкапывают их в землю на вершинах гор и холмов. Каракши служат указателями обетованности земли. У алтайцев и монголов путники, в благодарность духам за удачный переход через горы, тоже отмечают перевальные тропы большим камнем, грудой камней или лоскутом ткани, а иногда бросают монету. Называется эта традиция «обо», или «обо-таш» (сравним казахское «оба» — курган). Подобные «обо» часто встречал Н.М.Ядринцев, путешествуя по Горному Алтаю в начале XX века. По его наблюдениям, «обо» должны оградить путника от бед, несчастий и злых духов, которые могут причинить ему зло, заставить сбиться с дороги и погибнуть в этих пустынях8. Таким образом, каракши или обо — определённые указатели пути. В Восточном Казахстане они особенно часто встречаются в тех местах, которые когда-то считались священными. Каракши с вершин гор и холмов указывают путь к Ак-Бауру, развалинам буддийского храма Аблайнкита и ко многим курганам.
Надо заметить, что прицел на каракши, а через него на Полярную звезду — не единственный в урочище Ак-Баур. Через щель в скале слева от стены с прицелом виднеется макушка Сорочьей горы, и это направление — точно на запад. Такие природные визиры очень часто использовались в горных местностях.
Камни мегалитических комплексов редко подвергались обработке, чаще их устанавливали в естественном виде, а иногда с помощью нагревания или клиньев раскалывали по естественным трещинам так, что получались грубые блоки. Один из камней стены с прицелом, вероятно, взят с вершины напластования гранита, на каменных склонах которого находятся изображения животных: белых и чёрных оленей и горных козлов. Можно предположить, что эти рисунки являлись жертвоприношениями и были частью ритуалов, проводившихся на Ак-Бауре.
Ак-Баур напоминает многие другие неолитические храмы Англии, Бретани, Кавказа, Передней Азии, Казахстана. Одним из первых был исследован Стоунхенджский кромлех9; учёные пришли к выводу, что кольца из камней были местами совершения религиозных или каких-то других обрядов, а ряды камней — аллеями для ритуальных процессий10.
Изучение европейских мегалитов11 является комплексным, только совместные усилия археологии, астрономии, статистики, климатологии, биологии и физики дали возможность научно обосновать появление и семантику каменных монолитов, созданных в период с 3500 по 1500 г. до н.э. Наиболее значительный исследователь Стоунхенджа, Дж.Хокинс, ввёл в научный оборот термин «астроархеология».
Изучая памятники астроархеологии, учёные заметили, что многие из них служили людям неолита и раннего бронзового века местами, где они создавали своеобразную геометрию, вели систематические наблюдения Солнца и Луны и разрабатывали сложные методы предсказания лунных затмений. Важнейшие из них, вроде Стоунхенджа на юге Англии, стали культурными центрами, где подвизались особо уважаемые жрецы-астрономы, влияние которых распространялось от Бретани на юге до Оркнейских островов на севере12.
Армянские астрономы изучают древнейшие астрономические наблюдательные площадки у холма Мецамор (недалеко от Еревана), которые принадлежат к культуре, предшествующей государству Урарту.
Европейские учёные на примере древних святилищ давно поняли, что наши пращуры чрезвычайно внимательно относились к местоположению своих построек, которые часто служили ещё и календарём, своеобразной астролабораторией. Удивительно, насколько похожи внешне эти неолитические постройки, находящиеся на разных континентах. Например, «стена с прицелом» Ак-Баура очень напоминает неолитический храм на Мальте в Хагар Куиме, где в эпоху мегалита процветали высокоразвитые культуры13. Совпадает и мнение учёных о времени обеих построек: конец неолита – начало бронзы.
По мнению археологов Л.В.Марсадолова и З.С.Самашева, при определении семантики петроглифов грота Ак-Баур нужно учитывать расстояния между рисунками, которые геометрически связаны друг с другом. Эти наблюдения и замеры были сделаны в ходе российско-казахстанских экспедиций 1998, 1999 и 2000 годов. Многие изображения в гроте Ак-Баур расположены на расстоянии полсажени — 90 см друг от друга. Расстояние 60 см часто встречается между основными точками главных фигур и крестов, а все изображения занимают 180 см — это размер маховой сажени, или «кулашу» (тюрк.).
Аналогичные наблюдения были сделаны профессором Томом при изучении Стоунхенджа. Он ввёл понятие мегалитического ярда. По его мнению, это была точная единица измерения, равная 0,829 м, она применялась по всей северо-западной Европе при сооружении каменных колец, кругов и рядов.
Стоунхендж — буквально переводится как «висячие камни». Но в его комплекс входят не только врытые камни, учёные считают, что его строительство начиналось с земляного вала. Большой интерес представляют собой лунки, которые первым описал Джон Обри. Он в 1663 году по указанию короля Карла II «произвёл осмотр» Стоунхенджа и предположил, что, перекладывая камни из одной лунки в другую, люди определяли дни солнечных и лунных затмений. По мнению Хойла, они представляли собой огромный транспортир для измерения углов. То есть люди в далёком прошлом тоже осваивали точные науки и, прежде всего, пытались измерять пространство и время.
Памятники культуры, подтверждающие это, обычно очень спорны. Например, недалеко от посёлка Трушниково в Восточном Казахстане (ныне затопленного водами Бухтарминского водохранилища) во время раскопок нашли 360 глиняных шариков, которые, возможно, служили календарём в эпоху бронзы. Это был своеобразный перекладной (не перекидной) календарь древности: шарики ежедневно перекладывали, подобно камням в лунках Обри.
На одной из скал урочища Ак-Баур есть лунки не природного происхождения. Если в одну из нижних лунок налить воду, то в день весеннего равноденствия луч солнца на восходе точно отразится в верхней лунке. Возможно и другое назначение данного камня — как жертвенного, а лунки на нём — места жертвоприношений.
Ак-Баур, как памятник ранней культуры, интересен тем, что, в отличие от многих подобных мегалитических построений, имеет подробное эпиграфическое сопровождение: росписи в одноимённом гроте. До наших дней сохранилось около 80 рисунков: несколько изображений человека, горный козёл, есть рисунки жилищ и повозки, остальные — разнообразные символы и знаки. Своё прочтение петроглифов Ак-Баура предлагали различные учёные и исследователи. Е.В.Курдаков утверждал, что в гроте начертан путь спасения человечества, которое в послеледниковый период двигалось с юга на север в поисках мест выживания. Возможно, что в урочище Ак-Баур жили жрецы, которые показывали племенам путь для переселения. Е.В.Курдаков в своих работах опирался на методы исследования Н.К.Рериха, который считал, что погребения, надписи на скалах — «всё это ведёт нас к той важной эпохе, когда с далёкого юго-востока, теснимые где ледниками, где песками, народы собирались в лавину, чтобы наполнить и переродить Европу. И в доисторическом и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу»14.
По мнению Л.В.Марсадолова и З.С.Самашева, пирамидальная форма сопки Ак-Баур была символом сакрального пространства и могла ассоциироваться с космическим холмом. Каменные ступеньки, ведущие в грот, тоже связаны с космологической символикой восхождения к некоему вершинному миру. Юртообразная форма грота была явно символична для древнего обитателя наших мест и поразительна для современного. Природное отверстие «крыши» грота в виде сердца имеет следы обработки, возможно, оно было подправлено человеком, который сделал выступ-мушку для фиксации движения основных созвездий ночного неба.
Росписи Ак-Баура систематизированы этими учёными и представляют собой следующую схему15: центральный рисунок № 1 — четырёхугольник с крестом и точками, рядом с ним изображение человека (№ 2), изображение № 5 — это горный козёл, и он расположен как бы перевёрнутым относительно человека. Но если лечь на каменный пол грота, он «встанет» на ноги. По мнению Е.В.Курдакова, на этом рисунке — плуг. И это мнение тоже убедительно, так как именно в эпоху неолита человек занялся земледелием. Очень интересны повозка в центре композиции (№ 4) и чуть выше — кривая с петлёй (№ 3), очень похожая на созвездие Дракона, а если принять во внимание рисунки № 26 и № 57, то это, возможно, попытка отразить движение созвездия по звёздному небу. Рисунок № 13 похож на «Ковш» Большой Медведицы. Среди символов в гроте много разнообразных крестов — знаков Солнца. Поэтому, скорее всего, перед нами карта звёздного неба, как её видели наши давние предки. Она неполная, но важна для юго-западной ориентации святилища. Писаницы в гроте Ак-Баур подтверждают выводы учёных о том, что здесь велись систематические астрономические наблюдения, а схематические петроглифы неолита свидетельствуют о зарождении пиктографического письма.
Известны подобные петроглифы в гроте Ак-Чункур в Киргизии и в гроте на озере Жасыбай в окрестностях Баян-Аула Павлодарской области. Здесь изображено несколько антропоморфных фигурок, размещённых на потолочной части грота. Они тоже напоминают рунические письмена и расположены не линейно, а концентрично, напоминая своеобразный транспортир.
Подводя итоги, можно сказать, что грот Ак-Баур, скорее всего, был главным святилищем ритуального центра. Спор исследователей о том, что его росписи являются картой звёздного неба или передают путь спасения человечества, очень интересен, он подтверждает уникальность Ак-Баура, одного из самых ярких и загадочных памятников культуры прошлого на территории Рудного Алтая.
1 К.Бектаев, А.Ахабаев и др. Краткий казахско-русский словарь. Алматы, 1992. С. 40.
2 Л.В.Марсадолов, З.С.Самашев. Изучение археологических памятников Западного Алтая. СПб., 2000. С. 6.
3 Е.В.Курдаков. Загадки и тайны Ак-Баура // Братина. Вып. 1. М., 2002. С. 32.
* В 1924 году Н.К.Рерих обсуждал с писателем Г.Д.Гребенщиковым перспективу открытия книгоиздательства «АЛАТАС». Название предложил Г.Д.Гребенщиков, вспомнив о камне, который видел на родине. Русские называли его по-казахски «алатас», что значит «белый крепкий высокий Аллахов камень». Для Гребенщикова камень алатас был «как нечто светлое, как символ близости родины, как знак близкой встречи с матерью, как светлый, высоко горящий на солнце своею белизной маяк для путника и, наконец, как нечто вечное, неистребимое по своей крепости». Рерих одобрил название и заметил: «В слове этом трижды повторяется буква А — а эта буква означает собой нечто изначальное и живоносное» (Г.Д.Гребенщиков. Белый камень // Утренняя звезда. М.: МЦР. 1994 –1997, № 2 – 3. С. 304).
4 Н.К.Рерих. Алтай — Гималаи.
5 Н.К.Рерих. Славной Ермака годовщине! // Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная.
6 С.А.Токарев. Ранние формы религии. М., 1990. С. 602.
7 Е.В.Курдаков. Загадки и тайны Ак-Баура. С. 34.
8 Н.М.Ядринцев. В дальних странствиях. Из путешествий по Алтаю // Мир божий. 1893. № 1.
9 Кромлех — культовое сооружение эпохи неолита и бронзового века в виде круговых оград из огромных камней.
10 Дж.Вуд. Солнце, луна и древние камни. М., 1981. С. 11.
11 Мегалит — «большой камень», в современной науке используется не дословный перевод этого понятия. Мегалитами называют не только огромные монолиты, но и сравнительно небольшие камни, относящиеся к позднему неолиту и раннему бронзовому веку.
12 Дж.Вуд. Солнце, луна и древние камни. С. 12.
13 А.Батлер. Компьютер бронзового века. Расшифровка фестского диска. — М., 2005. С. 175.
14 Н.К.Рерих. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига, 1992.
15 Л.В.Марсадолов, З.С.Самашев. Изучение археологических памятников Западного Алтая. Приложения. Рис. 5.