«Невольно напрашивалась преемственность нашего древнего быта и искусства от Индии, — писал русский художник и путешественник Николай Рерих. — Обычаи, погребальные "холмы" с оградами, орудия быта, строительство, подробности головных уборов и одежды, все памятники стенописи, наконец, корни речи — всё это было так близко нашим истокам». Он считал, что восточное влияние на Русь было более значительным, чем западное.
17 октября в Новосибирске в Музее Н.К. Рериха состоялась лекция «Рерих и культурное наследие Азии», часть 1: «Древние святыни Индии». Нина Василькова по материалам Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха рассказала о памятниках периода династии Маурья (III – I вв. до н.э.) — правителей, начавших объединение Древней Индии. Завершение объединения пришлось на время правления Ашоки Маурья (268 – 232 гг. до н.э.), сыгравшего важную роль в становлении буддизма; годы его правления считают золотым веком в истории буддизма.
Буддизм, оказавший огромное влияние на культуру Центральной Азии, представлял для Рериха особый интерес.
Гостям музея на экране демонстрировали сооружения буддийского культа: пещерные храмы, ступы, колонны, завершающиеся капителями. Наиболее знаменита «Львиная капитель» (III век до н.э.) — её изображение является ныне гербом Индии.
Лектор рассказала и об уникальном комплексе Аджанты (II – VII вв.). В нём осуществился великий синтез архитектуры, скульптуры и живописи. По мнению современных специалистов, живопись Аджанты уступает только помпейским фрескам.