Как поживает Музей Рериха в зимние времена? Как ни удивительно, и зимой приезжают машины путешественников, экскурсии продолжаются. Зима - особенное время, когда в залах можно оставаться подолгу. Заглянем и мы в музейные залы с фотоаппаратом - не спеша.
1) Встречает посетителей музея ещё во дворе карта экспедиции. Сейчас все лавочки под снегом... А летом на них нет свободного места. Внутри посетителей ждёт почти такая же карта, но летом часто сразу несколько групп слушают экскурсии :)
2, 3, 4). В "прирубе", куда мы попадаем с порога, летом можно снять обувь или надеть бахилы, сверить свои пути с картами и послушать экскурсовода. Окон в этом помещении нет, и в традиионной избе оно не отапливалось.
5,6) Перед тем, как попасть в комнату, которое называется "связь", мы проходим ещё через совсем маленькую комнатку с маленьким окошечком, она тоже играет роль тамбура между холодным и теплыми помещениями.
7) Комнатка - "связь", откуда можно попасть в комнаты первого этажа, а также подняться на второй. Здесь размещены репродукции картин и слова Николая Константиновича Рериха: "Истинно, "Алтай - Гималаи" - два магнита, два равновесия, два устоя".
Зимой, как видите, обувь мы снимаем здесь - потому что в прирубе слишком холодно.
Видео - от 5 января. Представьте морозное утро с температурой -45 - но возле Музея уже несколько машин: не побоялись проехать сюда по зимнему горному серпантину Москва, Екатеринбург, Омск...
Далее заглянем в комнату, называвшуюся "избой". В ней расположена печка, а в музейной экспозиции представлены предметы быта старообрядцев, иконы, экспедиционные фотографии, рисунки Н.Н. Нагорской.
Экспедиция Рериха пробыла в Верх-Уймоне 12 дней. Работали очень напряжённо. Каждый день выезжали в горы, в окрестные сёла. Изучали быт и культуру алтайских народов и русских староверов. Вели геологические исследования, собирали коллекцию минералов, образцы и семена растений, коллекцию предметов старинной крестьянской одежды, строили планы хозяйственного и культурного развития этого региона. Также Н.К. каждый день выезжал верхом в горы на этюды.
Хозяин усадьбы, Варфоломей (Вахромей) Семёнович Атаманов, как лучший знаток потаённых троп Алтая, неоднократно водил по горам и долинам Прикатунья экспедиции учёных и художников. Среди них был исследователь Алтая, профессор Томского университета Сапожников, инженер-геолог Падуров и знаменитый алтайский художник Григорий Иванович Чорос-Гуркин.
По рассказам и рекомендациям Н.К. Рерих знал о Вахромее Семёновиче как об одарённом и просвещённом человеке, а наблюдая за ним, записывает в своём дневнике: «…он знает и руды, знает и маралов, знает и пчёлок, а главное… — знает он травки и цветики. … И не только он знает, как и где растут цветики и где затаились коренья, но он любит их и любуется ими … и гладит их, и ласково приговаривает о их полезности. Это уже Пантелей Целитель, не тёмное ведовство, но опытное знание».
Одновременно с экспедицией Рериха в Уймонской долине работала Наталья Николаевна Нагорская. По заданию Новосибирского краеведческого музея она собирала образцы народного прикладного искусства: одежду, украшения, утварь, делала зарисовки, о ней Рерих записал: «И ходит художница, и зарисовывает старые уголки: ворота, наличники окон, резные балки и коньки крыш, словно списочек в дальнюю дорогу». Здесь представлены её рисунки.
Переходим в следующий зал, "клеть".
Многие представляют Рериха как художника, который рисовал Гималаи. Но всё его раннее творчество было посвящено русской истории. Ещё в гимназические годы у Николая появилась мечта — стать художником для того, чтобы проиллюстрировать историю Древней Руси. Он мечтал, чтобы ему предоставили зал какого-нибудь музея; покрыть все стены живописью от пола до потолка, растолковать целый исторический период — жизнь древних славян ещё до призвания варяжских князей, чтобы каждый входивший в этот зал переносился в ту поэтическую эпоху. Хотя зал ему не предоставили, в целом мечту свою он всё же осуществил.
С 14 лет он уже каждый год работал на раскопках, а во взрослой жизни сделал ряд важных археологических открытий. А экспедиионная карта «Рерих и Древняя Русь» показывает поездки «по русской старине». Художник наблюдал, как мало осталось истинно российских памятников, насколько необходима им квалифицированная и бережная реставрация. Он создал 90 архитектурных этюдов — памятников русской старины, и уже тогда рождались первые мысли о создании международного пакта об охране культурных ценностей.
...Репродукции ранних работ Рериха и его русской серии расположены в комнате - "клети", так называется у старообрядцев более холодная половина дома, в которой не было печи. (Конечно, в музее проведено уже современное отопление, ведь оно необходимо как для сохранности экспонатов, так и для благополучия туристов, которых становится всё больше и в зимний период).
Побывав в "избе" и "клети" первого этажа, мы возвращаемся в прихожую - "связь", здесь находится лестница на второй этаж, где нас ждёт ещё немало интересного :)
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом: