Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Красота и Знание являются основами всей культуры и именно они меняют всю историю человечества.
Рерих Н.К. «Сокровище дома»

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Общая лента новостей СибРО
Открытие выставки "Рерих и театр": фоторепортаж

11.04.2022


Выставка, открывшаяся в Музее Н.К. Рериха 9 апреля, посвящена театрально-декорационному творчеству Рериха. Оно представлено у нас репродукциями эскизов театральных декораций и костюмов, подготовлены и небольшие фильмы с рассказами о постановках.

Н.К.Рерих сотрудничал с театром на протяжении всей жизни и наряду с другими выдающимися русскими деятелями культуры внёс большой вклад в обновление театрального искусства. Он создал не менее 500 театральных эскизов более чем к 30 постановкам. Спектакли, оформленные по эскизам Рериха, получили сценическое воплощение в театрах Санкт-Петербурга – Петрограда, Москвы, Парижа, Лондона, Чикаго, Филадельфии и других городов мира. Оформление Рерихом таких постановок, как опера Бородина «Князь Игорь» (особенно 2-й акт – «Половецкие пляски») и балет Стравинского «Весна священная», осталось непревзойдённым.

Театрально-декорационное искусство являет лишь одну из многочисленных граней творчества Н.К. Рериха. Но эта грань яркая, а главное, чем она интересна для нас, в ней отразился весь богатый мир интересов и идей мастера: любовь к русской истории, интерес к Востоку, желание познакомить мир с ценностями русской культуры, стремление к монументальности и синтезу искусств.

Многие искусствоведы считают, что Рерих — прирождённый мастер театрально-декорационного искусства. «Стиль его театральных эскизов был настолько искусным и совершенным, что едва ли какой-либо другой художник мог также глубоко проникать в самую суть темы», – пишет искусствовед и художественный критик Барнет Конлан и заключает: «Рерих – один из величайших сценографов».

А мы задались вопросом: что привлекало Рериха в театре? Какие возможности давал театр для художника?

В начале ХХ века к театральной деятельности обратился не только Рерих, но и многие выдающиеся русские художники-живописцы. Именно они – художники объединения «Мир искусства» – были инициаторами Русских театральных сезонов за границей, которые организовал С.П. Дягилев. Н.К.Рерих также участвовал в этом «большом русском деле», как он называл деятельность Дягилева и его сподвижников. «Дягилев творил широкие пути русского искусства, неся славу русского искусства далеко по всему свету».

Художники, воодушевлённые идеей широкой пропаганды русского искусства, сумели сплотить для выполнения этой задачи передовые силы русской культуры: композиторов, артистов, постановщиков.

Они все трудились во славу русского искусства. Ими руководило единое стремление – показать миру то лучшее, что было создано в России в области музыки, танца, живописи. Николаю Константиновичу эта задача была чрезвычайно близка, о чём он пишет:

«Верилось, что достойная оценка всех русских сокровищ произойдёт. И вот ценности утверждены, славные деятели признаны, и слава русская звучит по всем краям мира. Для меня лично все эти утверждения являются истинным праздником. Радуется сердце о Славе Русской».

Русское искусство завоёвывало мир, в авангарде этого мирного завоевательного похода шёл театр.

Но не только одно это желание – познакомить мир с русскими достижениями – сплотило в театре весь цвет русской культуры, но также общее стремление к синтезу искусств.

Это было новое художественное направление, в котором живопись не является самоцелью, но в гармоничном соединении с другими видами искусства служит созданию идеального в своём единстве произведения.

Идея синтеза искусств получила осуществление в спектаклях «Русских сезонов», где русские художники-станковисты подняли уровень театрального оформления на невиданную ранее высоту и впервые стали равноправными сопостановщиками спектакля. Рядом блистательных постановок они показали, на какой уровень может быть поднято искусство, когда оно создаётся в содружестве выдающихся композиторов, художников-живописцев и исполнителей.

Никогда ещё сцена не являлась средоточием столь крупных художественных сил. В театр пришли В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, В.А. Серов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих и другие мастера живописи. «Они принадлежали к одной сильной группе, ознаменовавшей собою целое движение русского искусства».

Н.К.Рерих был одним из ведущих деятелей той эпохи. Театр, являясь одной из форм синтеза искусств, давал идеальные возможности для реализации этой идеи, и Рерих в своих театральных работах достиг совершенного её воплощения.

Это отмечали искусствоведы и критики. Они писали, что декорации Рериха гармонично сливаются в едином образе с другими искусствами, передают характер великих музыкальных произведений, можно сказать, они являют собой музыку в красках, участвуют в развитии драматического сюжета.

В создании выставки «Рерих и театр» нам оказал поддержку Государственный центральный театральный музей им. Алексея Александровича Бахрушина, предоставив на благотворительной основе электронные изображения для печати эскизов костюмов, которые вы видите на сцене. Мы благодарим директора Музея Бахрушина Кристину Дмитриевну Трубинову за отклик на нашу просьбу, а сотрудников музея – за оперативную помощь. Конечно, очень благодарны и всем тем, кто поддержал идею выставки и помогал финансами для её реализации.

После рассказа о выставке зрителям был предложен небольшой фильм, который создали наши друзья из Москвы Елена и Александр Кочергины специально для этой выставки. Елена и Александр сделали целую серию фильмов как сопровождение нашей выставки, здесь и краткий рассказ о сотрудничестве Н.К.Рериха с театрами – как введение в тему, и сюжеты по отдельным постановкам. Эти фильмы будут показываться во время работы выставки — в мае-июне. Их также смогут посмотреть все желающие посетители.

* Можно также посмотреть ранее подготовленные видеоролики: https://sibro.ru/news/53399

После фильма прошёл концерт, в котором приняли участие солисты Новосибирского академического театра оперы и балета. Прозвучали произведения из тех оперных и драматических постановок, в оформлении которых принимал участие Н.К. Рерих.В концерте звучали произведения Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Р. Вагнера, Э. Грига. Их исполняли солисты Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Ольга Колобова,
Максим Головачёв, Диана Белозор и Евгений Рымарев. Аккомпанировали Ирина Немова и Мария Головачёва.

Скажем немного о музыкальной части.

Рерих откликался на произведения тех авторов – композиторов, драматургов – с которыми чувствовал творческое родство. Так, с Н.А. Римским-Корсаковым Рериха сближал глубокий интерес к жизни древних славян, влечение к истокам русской культуре.

В «Весне священной» Рерих и Стравинский вместе решали общую задачу – воссоздать в цвете и музыке картины языческой Руси.

Опера А.П. Бородина «Князь Игорь» прошла практически через всю жизнь Н.К. Рериха. В опере соединились темы Древней Руси и Востока, которые всегда волновали Николая Константиновича. Четырежды он обращался к этой опере, создавая эскизы декораций и костюмов.

Рихард Вагнер был любимым композитором Рериха, ему были близки симфонизм оперных произведений Вагнера, сюжеты из древней мифологии и средневековых легенд, и глубокое философское содержание произведений.

Интересна история создания оперы «Снегурочка». Римский-Корсаков вспоминал, как, «прозрев» однажды «на удивительную поэтическую красоту» «весенней сказки» А.Н. Островского, он почувствовал особое вдохновение: «...Тяготение к древнему обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета... лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства, чем царство берендеев с их чудным царём, не было лучше миросозерцания... чем поклонение Яриле-Солнцу».

Николая Константиновича Рериха весенняя сказка Островского–Римского-Корсакова пленила ещё в юные годы и, по признанию самого художника, была ему очень близка. Четырежды в разные годы обращался Рерих к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцены.

В основу сюжета пьесы Островского легли переработанные варианты русских народных сказок о снежной девушке, растаявшей по весне. Прекрасная Снегурочка, дочь Весны и Мороза, гибнет под лучами Ярилы-Солнца. Но финал звучит жизнерадостно и светло: народ славит могущественного бога Ярилу — источник тепла и жизни на земле.

Главной же темой оперы стало воспевание Красоты как высшего нравственного Идеала. Всё это необычайно сближает Римского-Корсакова с Рерихом, который считал, что Красота есть одно из оснований Мира. По мысли Рериха, Красота обладает великой действенной силой и способна преобразить жизнь людей.

«Князь Игорь». Композитор Бородин создал грандиозную народно-героическую эпопею, взяв в качестве сюжета поэтическое повествование неизвестного автора 12 века «Слово о полку Игореве». Главную идею оперы составляет мысль о единстве Русской земли, патриотическое движение целого народа. Со всей правдивостью композитор рисует образ русского народа, отображая в музыке его решительность, силу и высокую нравственную красоту. Но и противостоящий русскому мир половцев Бородин показывает во всей его красоте и пленительности. В опере «Князь Игорь» сочетаются две близкие Н.К. Рериху темы — Русь и Восток, общность путей которых он прослеживал всю жизнь.

19 мая 1909 года в парижском театре Шатле начался первый «Русский сезон». В программу были включены «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» в постановке Михаила Фокина и декорациях Николая Рериха, которые прошли с грандиозным успехом. Они поразили зрителей гармоничностью слияния музыки, живописи и хореографии. Полная постановка оперы осуществилась в 1914 году в Лондоне, Рерих написал для неё заново все эскизы. К оформлению «Князя Игоря» он обращался ещё в 1920 и 1944 годах, а в 1942 году, во время Великой Отечественной Войны, создаёт станковую картину «Поход Игоря». В дневнике художник пишет:

«Лежит передо мною "Слово о полку Игоревом"... Само "Слово" как бы горестное, но оно лишь напоминает, как из беды встанет народ и неустанно начнёт строение. Великому народу русскому ничто не страшно. Всё победит — и лёд, и жару, и глад, и грозу. И будет строить на диво».




 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку