4 ноября в Музее Н.К. Рериха отметили День народного единства.
Праздник был учреждён в 2005 году в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польско-литовских захватчиков.
В музее проводились экскурсии, в концертном зале демонстрировалось в видеозаписи выступление Елены Вагиной (г. Екатеринбург) «Да будет воля Твоя…» Это рассказ о Смутном времени (1598 – 1613 гг.) — одном из самых сложных периодов российской истории и о помощи Преподобного Сергия Радонежского в освободительной борьбе с врагами Отечества.
Приведём выдержки из этого доклада:
«Действительно, то было смутное время. Беспрестанное нарушение присяги, низвержение царей и святителей, цареубийство, измена становятся делом обыденным. Верность считается преступлением, измена и воровство — заслугою; разрываются все связи общественные и даже семейные... Святость крестного целования, любовь к отечеству, честь и совесть исчезают» (М.В. Толстой).
Будто и не было в истории государства нашего Владимирской Руси, подвигов и славы Александра Невского и Дмитрия Донского.
«Престол царский сиротеет и изменники предлагают его иноземцам; вера православная колеблется...» (М.В. Толстой).
Но в то время, когда весы истории качнулись в сторону окончательного упадка страны, из гущи народа раздался призыв Кузьмы Минина к всеобщему единению для борьбы с врагом, к созданию ополчения. Воеводою выдвигается князь Дмитрий Пожарский.
В эти тяжкие дни на защиту страны своей встал Воевода земли Русской — Преподобный Сергий Радонежский.
«Так, один из главных героев освобождения Козьма Минин указывал, что источник его решимости поднять ополчение таился в чудесном троекратном ему видении Преподобного. В сонном видении явился ему великий Чудотворец и велел собирать казну для ратных людей и идти с ними очищать Государство Московское от разбойников. Пробудившись, Козьма в страхе стал размышлять о видении, но, полагая, что собирание войска не его дело, не знал, на что решиться. Спустя немного времени Преподобный вторично явился ему, но и после того Козьма пребывал в нерешительности. Тогда Преподобный в третий раз явился ему и сказал: "Не говорил ли я тебе, чтобы ты собирал ратных людей! Чтобы ты шёл на освобождение Земли Русской от врагов! Не бойся того, что старшие не пойдут за тобою, младшие охотно исполнят это, и благое дело будет иметь добрый конец". Последнее видение повергло Козьму в такой трепет, что он даже занемог, но больше сомневаться уже не мог и ревностно принялся за указанное великое дело» (Знамя Преподобного Сергия Радонежского).
В Записях Б.Н. Абрамова сказано: «Преподобный связан не только с прошлым, но и с будущим. Думая о Нём, смотрим не только назад, но и вперёд. (...) Он — Строитель, а строитель есть создатель будущего. Можем ли сомневаться в будущем страны Его. (...)
Не раз Его страна бывала в смертельной опасности, когда шёл вопрос о самом её существовании, и вопрос этот неизменно разрешался победою. Но история знает так мало. Что знает она об опасностях отведённых, о возможностях посланных, без явного для людей Его участия? Кто руководит полководцами в их удачных решениях, кто вдохновляет воинов и народ на преодоление? Что знает об этом история? Подлинная история страны хранится в Твердыне. Там знают действительность, люди же только очевидность».