Н.К. Рерих. ЦВЕТЫ ТИМУРА (Огни победы). 1930-1940-е
Холст, темпера. 74,0 х 117,0
Государственный музей искусства народов Востока.
Россия. Москва
«Скажу, как Тимур добыл одну из самых больших побед. Он зажёг степь позади своего войска и дал тысячу коней пленникам, чтоб спасались. Они в ужасе понеслись к противнику и посеяли страх. Следом за ними неслись орды и скорее пламени смяли неприятеля, не видя иного выхода.
Неразумный вождь зажигает пожар позади врага, но мудрый зажигает огонь позади своих.
Так и когда шли первые странники Азии, они за собою уничтожали мосты и переправы, чтоб не пришло на ум отступление» «Озарение» ч 3, II, 19
«В ночной темноте мощное пламя горит на сторожевых башнях, предупреждая народ о приближении врага...»
Р. Рудзитис. «Космические струны в творчестве Николая Рериха»
«Монгольское нашествие, которое, пронесясь по всей Азии, достигло преддверия Европы, оказалось настолько подавляющим, что правители последней начали оживленно советоваться друг с другом о том, какие меры им следует предпринять против грозящей опасности…
Ничто так не свидетельствует о боязни, внушённой ордами монголов даже и в пределах величайших европейских государств того времени, как призыв Фредерика II, священного Римского императора… с призывом организовать интернациональный крестовый поход против кочевников-завоевателей, явившихся в Европу из далёкой Монголии. "Народ, — писал император, вышедший из крайних пределов света, где он долгое время скрывался в обстановке ужасающего климата, вдруг жестоко обрушился на северные страны и усеял их наподобие саранчи… Несомненно одно, что не без явного промысла Божия последние были сохранены с незапамятных времён в качестве орудия для наказания людей за их прегрешения.
Так Европа оценивала монголов. Затем, со временем оценки уточнились и обусловились. Так, например, Тимур, вместо прежней оценки лишь разрушителя получил от французского учёного Груссе совсем другую характеристику. Груссе говорит, что Тимур, сочетавший в себе стремление к изысканности Ирано-Индийской культуры с суровым укладом аскета, явился одной из наиболее красочных фигур Индо-Иранского мира. Таким образом, правнук Чингис-хана, через Барласский род, остаётся в нас уже под освещением вдумчивого учёного. Так же точно многие властители мира, спешно осуждённые, вдруг вырастали в совершенно ином освещении. Не то же ли самое произошло и в русской истории с Иваном Грозным и с Петром Великим?!»
Н.К. Рерих. Монголы. (Л.Д. т. I)
Назад в раздел