Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Делите все на четыре части: первая – Высшему,  вторая – Общему Благу, третья – ближнему и четвертая – себе. Но придет час, когда останутся только три части, ибо четвертая будет поглощена второй. …Никто, кроме сердца, не укажет границу этих частей.  
Мир Огненный, ч.2, 457

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Николай Рерих. Монголия
Н.К.Рерих. Великий всадник. 1927



Н.К.Рерих. ВЕЛИКИЙ ВСАДНИК. 1927
Холст, масло. 164,0 х 124,0
Музей изобразительных искусств. Монголия. Улан-Батор

«...Ходят странники, приносят новые вести. В Урге [Улан-Баторе] будет отведено место под храм Шамбалы. "Когда изображение Ригдена Джапо достигнет Урги, тогда вспыхнет первый свет нового века — Истины. Тогда начнётся истинное возрождение Монголии"». Задумана картина "Приказ Ригдена Джапо"».
Н.К. Рерих. «Алтай-Гималаи».

«В сентябре 1926 года Рерих был уже в столице Монголии Улан-Баторе, где начал подготовку к экспедиции в Сикким. В Монголии в это время происходили революционные события. Рерих слышал песню о Шамбале, которую сочинил Сухе-Батор. Эта песня вдохновила его на создание картины: "Ригден Джапо — Владыка Шамбалы"».
Л.В. Короткина. «Рерих»

«Незадолго до отъезда из Улан-Батора Рерих подарил правительству Монгольской Народной Республики картину "Ригден Джапо — Владыка Шамбалы" ("Великий всадник"). Она почти в точности повторяет мотив "Шамбала идёт", но исполняет её художник уже в традициях монгольской живописи, в ярких, чистых красках, без полутонов. В нижней части картины Рерих изображает теперь собрание Великого хурала у подножия горы Богдо-Ула. Передавая картину, художник сказал: «Монгольский народ строит своё светлое будущее под знаменем нового века. Великий всадник освобождения несётся над просторами Монголии... И Великий хуралдан в деятельном совещании слагает решения новой народной жизни. И громко звучит зов красного прекрасного Владычного Всадника. Во время расцвета Азии считалось лучшим подарком произведение искусства или книга. Пришли опять лучшие времена Азии».
П.Ф. Беликов, В.П. Князева. «Николай Константинович Рерих».

«Когда я подарил монгольскому правительству мою картину "Ригден-Джапо — Владыка Шамбалы", лицо, близкое
к правительству, спросило меня: "Могу я спросить Вас, как, созидая эту картину, Вы могли знать о видении, которое имел один из наших наиболее уважаемых лам несколько месяцев тому назад? Лама видел множество людей разных стран, и все головы их были обращены к западу. Затем в небесах появился гигантский всадник на огненном коне, окружённый пламенем, со знаменем Шамбалы в Руке. Сам Благословенный Ригден-Джапо! И он Сам обернул все головы толпы с запада на восток. В описании ламы величественный всадник был подобен всаднику на Вашей картине"». Н.К. Рерих

«”Ригден-Джапо-Владыка Шамбалы”, или “Грядущее, Великий Всадник”. Она не только непосредственно связана с Монголией, но и специально посвящена национальному возрождению Монголии и создана автором во время его пребывания в Улаанбаатаре (Улан-Баторе) в 1927 году с Центральноазиатской экспедицией…

В Ладаке Н.К. Рерих приобрёл старинную танку “Красный Всадник”, которая послужила впоследствии прототипом для ряда его картин на эту же тему, в том числе и картины “Великий Всадник”...

Картина «Великий Всадник» родилась действительно в самой гуще тогдашней жизни Монголии. Н.К. Рериху удалось изобразить эту жизнь посредством присущего ему стиля, синтезирующего изобразительные традиции и приёмы буддийско-монгольской и русской живописей. Этим самым, а также на своём собственном творческом примере, великий русский художник сумел доказать общность художественных ценностей восточной и западной культур, а точнее евразийской цивилизации…

Художник хотел показать не столько прошлое и даже настоящее, сколько будущее Монголии, наступление Новой эры, о которой народ слагал легенды и мечтал на протяжении многих веков. На картине изображён Владыка Шамбалы в виде стремительно мчащегося на коне огненного всадника со всеми атрибутами Великого богатыря. Он же трубит в раковину, возвещая о своём приходе, и потрясает победным жезлом. Голубое монгольское небо, белые облака, ярко-зелёные луга дышат свежестью и чистотою обновления и новой жизни, а внизу изображён Великий хурал, монгольский парламент, олицетворяющий новую демократическую власть в Монголии.
Картина не только радует глаз, но и полна оптимизма и энергии, призывая к действию и духовному просветлению. Характерно, что Н.К. Рерих подарил свою картину монгольскому правительству с такими словами: “Монгольский народ строит своё светлое будущее под знаменем нового века. Великий всадник освобождения несётся над просторами Монголии... И Великий хуралдан в деятельном совещании слагает решения новой народной жизни. И громко звучит зов красного прекрасного Владычного Всадника”. По словам самого Н.К. Рериха, картина “была принята с особыми чувствованиями. Член правительства сообщил мне, — писал Н.К. Рерих, — что монголы имеют намерение выстроить особый памятный храм, где эта картина займёт центральное место…”

Картина “Великий всадник” является одним из лучших воплощений основных художественно-культурологических идей Н.К. Рериха на конкретном примере Монголии. Главный замысел художника заключается в том, чтобы отобразить общность монгольской культуры с другими культурами. Из творчества Н.К. Рериха ясно видно, что его интересовала Монголия как важная составная часть буддийской культуры. За тяжёлой завесой общей отсталости тогдашней Монголии художник сумел увидеть не только глубинные пласты культурной традиции монголов, но и предвосхищал её возрождение на новой основе...

Когда Юрий Николаевич приехал по приглашению монгольского правительства в августе 1958 года в Улаанбаатар, я, являясь его аспирантом, сопровождал его в течение всего периода его пребывания в Монголии. При первой же встрече в Улаанбаатаре он спросил меня, знаю ли я картину его отца “Ригден-Джапо-Владыка Шамбалы”. К моему стыду, я сказал, что не знаю. Он предположил, что, может быть, она пропала. И далее я впервые услышал историю этой знаменитой картины. Юрий Николаевич сказал, что она была создана специально для Монголии, подарена монгольскому правительству и вручена тогдашнему премьер-министру Церендоржу. И в заключение он добавил, что если картина пропала, то это очень печально. Мы стали расспрашивать о судьбе этой картины, но не могли обнаружить её за короткий период пребывания Юрия Николаевича в Монголии. Однако, расспросы вызвали живой интерес у людей, с которыми мы встречались, а несколько лет спустя после этих разговоров, в середине 60-х годов картина была обнаружена в хранилище коллекции старых картин в Улаанбаатаре. Сейчас картина экспонируется в Национальном музее изобразительного искусства в Улаанбаатаре, и вошла в список художественных памятников особой ценности. А первая репродукция была опубликована в журнале «Советское искусство» писателем из Санкт-Петербурга И.И. Ломакиной, работавшей в те годы в Монголии».

Ш. Бира. Историк, культуролог, монголовед, президент Монгольского Рериховского Общества. "Н.К. Рерих как великий монголист-художник".





Назад в раздел