Н.К. Рерих. ДЕЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ. 1914
Фрагмент эскиза росписи.
Картон, темпера. 71,8 x 83,8
Частная коллекция. США
«Рерих в начале Первой мировой войны написал пророческую картину "Дела человеческие»"… На картине художник изображает, как рушится мировой город, как падают, опрокидываясь друг на друга… дома. Людей среди них не видно: слишком велик масштаб бедствия. Всё проваливается куда-то в бездну, остаются лишь клубы дыма. В некотором отдалении на условной площадке за катастрофой наблюдает группа старцев в светлых одеждах. На космически чёрном небе особенно чётко вырисовываются их руки, словно бы напоминающие о предостережениях пророков и взывающие к милосердию Всевышнего».
Е.П. Маточкин. "Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели".
«Важной в символическом и психологическом плане является картина «Дела человеческие». Груда поверженных строений — это не только аллегорическое выражение гибели от немецких снарядов Реймсского собора или Лувенской библиотеки, это символ разрушенных храмов в душах человеческих. Одичание — это развал в мыслях, это отсутствие духовной сложности и слаженности. Строим и разрушаем мыслью — не раз повторяли Рерихи и их Учителя. Недаром и про отношения между людьми всегда говорится: «строить», «складываются». Зримое подтверждение этого механизма не единожды возникает в картинах Николая Рериха».
Ю. Будникова. Журнал "Восход". 2009. № 8
«Всем известна крылатая фраза Горького, назвавшего Н.К. Рериха «величайшим интуитивистом современности». Взгляд Мастера проникал как в глубокую древность, открывая величественные тайны прошлого, так предвидел и будущее, возвещая его приход в светозарных полотнах.
Часто сюжетами картин служили древние пророчества и предания. Особенно много собрал художник упоминаний о конце Кали-юги, или чёрной эпохи, как называли наше время – XX век – на Востоке. Вот что говорит о конце Кали-юге Вишну Пураны:
"И будут временные монархи на земле, цари сварливые, жестокого нрава, прилежащие ко лжи и ко злу. Они будут убивать женщин и детей. Они отнимут собственность подданных. Жизнь их будет коротка и вождения ненасытны… Имущество будет единым мерилом. Богатство будет причиною поклонения… Богатый будет считаться чистым. Роскошь одежд будет признаком достоинства. Так в Кали-юге будет постоянное падение".
Учение Живой Этики указывает следующие признаки конца Кали-юги: "Землетрясения, извержения, бури, туманы, обмеления, нарушения климата, болезни, обнищание, войны, восстания, неверие, предательства – каких ещё признаков грозного времени ждёт человечество?!" (Иерархия, § 117)
"Ложь и тьма наполняют конец Кали-юги". (Мир Огненный, 1, § 435).
"Не нужны пророки, самый ничтожный писец может сказать, что не собиралось никогда столько страшных предвестников разложения Земли. Так можно видеть конец Кали-юги" (Иерархия, § 117, § 118).
Этой теме посвящены картины "Дела человеческие" (1914), "Зарево" (1914), "Ангел последний" (1914, 1942), "Армагеддон" (1942)»/.
Журнал «Перед Восходом». 1995. № 1
Назад в раздел