Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Признательность есть оправа справедливости.
Община, 211

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Николай Рерих. Пророчества
Н.К. Рерих. Дела человеческие. 1914



Н.К. Рерих. ДЕЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ. 1914
Фрагмент эскиза росписи.
Картон, темпера. 71,8 x 83,8
Частная коллекция. США

«Рерих в начале Первой мировой войны написал пророческую картину "Дела человеческие»"… На картине художник изображает, как рушится мировой город, как падают, опрокидываясь друг на друга… дома. Людей среди них не видно: слишком велик масштаб бедствия. Всё проваливается куда-то в бездну, остаются лишь клубы дыма. В некотором отдалении на условной площадке за катастрофой наблюдает группа старцев в светлых одеждах. На космически чёрном небе особенно чётко вырисовываются их руки, словно бы напоминающие о предостережениях пророков и взывающие к милосердию Всевышнего».
Е.П. Маточкин. "Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели".

«Важной в символическом и психологическом плане является картина «Дела человеческие». Груда поверженных строений — это не только аллегорическое выражение гибели от немецких снарядов Реймсского собора или Лувенской библиотеки, это символ разрушенных храмов в душах человеческих. Одичание — это развал в мыслях, это отсутствие духовной сложности и слаженности. Строим и разрушаем мыслью — не раз повторяли Рерихи и их Учителя. Недаром и про отношения между людьми всегда говорится: «строить», «складываются». Зримое подтверждение этого механизма не единожды возникает в картинах Николая Рериха».
Ю. Будникова. Журнал "Восход". 2009. № 8

«Всем известна крылатая фраза Горького, назвавшего Н.К. Рериха «величайшим интуитивистом современности». Взгляд Мастера проникал как в глубокую древность, открывая величественные тайны прошлого, так предвидел и будущее, возвещая его приход в светозарных полотнах.
Часто сюжетами картин служили древние пророчества и предания. Особенно много собрал художник упоминаний о конце Кали-юги, или чёрной эпохи, как называли наше время – XX век – на Востоке. Вот что говорит о конце Кали-юге Вишну Пураны:
"И будут временные монархи на земле, цари сварливые, жестокого нрава, прилежащие ко лжи и ко злу. Они будут убивать женщин и детей. Они отнимут собственность подданных. Жизнь их будет коротка и вождения ненасытны… Имущество будет единым мерилом. Богатство будет причиною поклонения… Богатый будет считаться чистым. Роскошь одежд будет признаком достоинства. Так в Кали-юге будет постоянное падение".
Учение Живой Этики указывает следующие признаки конца Кали-юги: "Землетрясения, извержения, бури, туманы, обмеления, нарушения климата, болезни, обнищание, войны, восстания, неверие, предательства – каких ещё признаков грозного времени ждёт человечество?!" (Иерархия, § 117)
"Ложь и тьма наполняют конец Кали-юги". (Мир Огненный, 1, § 435).
"Не нужны пророки, самый ничтожный писец может сказать, что не собиралось никогда столько страшных предвестников разложения Земли. Так можно видеть конец Кали-юги" (Иерархия, § 117, § 118).
Этой теме посвящены картины "Дела человеческие" (1914), "Зарево" (1914), "Ангел последний" (1914, 1942), "Армагеддон" (1942)»/.
Журнал «Перед Восходом».  1995. № 1





Назад в раздел