Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Не нам судить, кто больше или меньше сделал, важен тот внутренний огонь, который мы вкладываем в исполнение порученной нам работы.
Рерих Е.И. Письмо от 17.08.1934

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Николай Рерих. Пророчества
Николай Рерих. Пророчества


«"Некоторые истинные художники... несут в своей душе некий дар, некое горение... назовём его... предчувствием, духовным зрением... Душа такого художника живёт не по тем же законам, что и наша, её ткань более чувствительна не только к формам материальным, но и к влияниям и веяниям духовным. Одного такого художника знает и современность — мы говорим о Николае Константиновиче Рерихе... Вот уже четверть века, как он "ушёл" в свою древнюю, чудесную страну. Затворился в ней, погрузился весь в таинственный мир, где всё движется по своим законам... Но вдруг этот мерный, широкий, ясный... поток нарушается, его течение становится беспокойным, и в его текучем зеркале предстают новые видения, грозные и непонятные". "Яркое воображение и предчувствие художника иногда выражаются в его творчестве как символические пророческие картины будущего. В 1912—1914 гг. Рерих создал так называемый пророческий цикл картин, предрекающий страшную катастрофу человечества — первую мировую войну". Р. Рудзитис. "Космические струны в творчестве Николая Рериха". "Картины одной из наиболее значительных живописных серий представляют собой апокалипсические видения, своеобразные вещие сны. Образы их многозначительны, насыщены зловещими предчувствиями и тревогой. «Свои "пророческие" сны Рерих облек в чрезвычайно экспрессивные формы. В картины введено много излюбленного русскими символистами красного цвета. Он вызывает ощущение тревоги. Художник мастерски использует широкоизвестные библейские образы змия, ангела, всепожирающего огня, по примеру народного эпоса переплетает стихийные силы природы с "делами человеческими", стилизует произведения под древнерусскую икону или лубок. Экспонированные в 1915 году на выставке "Мира искусства" эти картины произвели сенсацию. Они символизировали трагизм эпохи, роковую беззащитность стран, вовлеченных в преступную бойню». П.Ф. Беликов, В.П. Князева. "Николай Константинович Рерих". Великий мастер создаёт образы того, "что ещё не существует, но что грядёт в мир", писал Всеволод Иванов. С наступлением 1914 года грядущие события отображаются на его полотнах всё более точно и определённо; новые картины рождаются одна за другой, в которых художник предвидел будущий ход мировых событий и исход великой войны. Таковы были видения, представшие перед "взором художника в последние дни мира и тишины", а 1 августа 1914 года — начало Первой мировой войны — показало "всю их истинную пророчественность, их предшествование событиям..." Начало войны потрясло Н.К. Рериха. Всё, что он предсказывал и изображал, — всё стало явью. И сразу же после нападения немецкой армии на Бельгию и Францию появляется открытое письмо Рериха в газету "Русское слово" (Москва): «Предлагаю русским художникам и друзьям-французам, имеющим отношение к немецким и австрийским художественным обществам, отказаться от всякого участия в них. Мы должны все выразить негодование и отвращение к варварскому насилию немецкого народа, в среде которого ныне заглох культурный голос человечества. Настоящим слагаю с себя звание члена венского "Сецессиона"». Вскоре выходит ряд статей Николая Рериха, среди которых "Лувен сожжён" — об уничтожении в бельгийском городе библиотеки и предметов искусства всемирного значения; "Разрушение Реймсского собора" — древнего памятника человеческого гения во Франции. "Война с произведениями искусства, с книгами, картинами, статуями, памятниками зодчества... Может ли представить себе человеческий ум что-либо более чудовищное и омерзительное!" — пишет он. Выражая соболезнование президенту Франции, он пишет в телеграмме: "Неужели столько десятков тысячелетий человечеству нужно было совершенствоваться, учиться, возвышаться, для того чтобы сегодня мы узнали, что Реймс разрушен!" Следом (11/24 сентября 1914 г.) идёт обращение от совета профессоров школы Общества поощрения художеств к послу Североамериканских Соединённых Штатов с просьбой довести его до сведения правительства США: "Именем священного искусства, именем высшей молитвы человечества, именем всего, что совершенствует и возвышает мир, просим вас всеми силами протестовать против преступных разрушителей..." Как набат, звучал в годы Первой мировой войны призыв Николая Рериха к защите и охране уже не только русских, но и мировых культурных ценностей. Этот призыв нашёл отклик у общественности многих стран; имя художника было в первых рядах защитников мировой культуры… В марте 1915 года открывается очередная выставка "Мира искусства". Участник выставки художник Степан Яремич сказал о выставленных картинах Рериха: "Но не на всём лежит печать угрозы и разрушения. Есть и бодрый аккорд, выражающий твёрдую веру и упование на то, что гроза пройдёт и снова засияет солнце…" Осенью 1916 г. в Петрограде создаётся особый комитет по устройству грандиозной персональной выставки картин академика Н.К. Рериха в пользу пострадавших от войны. Предполагалось выставить 400 произведений как из личной коллекции художника, среди которых около 60 ещё нигде не выставлявшихся, так и из картинных галерей и частных собраний. Открытие должно было состояться в Петрограде в феврале 1917 года. Но в связи с неприбытием картин из Швеции и Италии персональная выставка Рериха не состоялась, и лишь 40 его картин было представлено в отдельном зале "Мира искусства". Это была последняя выставка великого мастера в дореволюционной России… Октябрьская революция застала Н.К. Рериха в Финляндии. Далее последует отделение её от России, а в начале 1918 года Россия уже была в кольце интервенции и граница с Финляндией закрылась. Николай Константинович оказался надолго отрезанным от Родины… С самого начала пребывания за рубежом Николай Константинович активно знакомит Европу, а затем и Америку с культурой России, с её художественными шедеврами… На картинах, выставленных в Америке, художник показал древний мир Руси, неизвестный американцам… Зрителей поражала также философская глубина его произведений… Находясь в Америке, Николай Константинович публикует статьи о великих русских учёных, поэтах, писателях, художниках; в своих лекциях говорит о могуществе России, её неисчерпаемых богатствах, таланте русского народа и красоте его души. "Никто до Рериха не ставил перед собой задачи средствами личного творчества — сотнями картин, этюдов, рисунков, статей, речей, лекций, книг — раскрыть другим народам величие и совершенство русского национального искусства» (А.Д. Алёхин). «Великий художник! — восклицал испанский живописец Игнасио Сулоага. — Его искусство свидетельствует, что из России на весь мир исходит некая сила, — я не могу измерить её, не могу определить её словами, но она налицо"».
Журнал «Восход». 2009. № 4 (в сокращении).