Н.К. Рерих. КОВЁР-САМОЛЁТ. 1916
Холст, темпера. 130,0 x 145,0
Украина. Горловский художественный музей.
«В годы, предшествовавшие Первой мировой войне и революции в России, у Николая Константиновича Рериха появляется целая серия картин, названных современниками пророческими. Кистью художника движет предчувствие чудовищных бедствий наступающего века. Рерих широко использует символику народных сказаний и легенд, осмысливая её по-новому, в свете своих философско-этических представлений.
Полотно "Ковёр-самолёт" (1916) — одно из произведений этого цикла. Тревожно и сказочно светится огромное ночное небо. Сном охвачена земля, утонувшая в синем полумраке. Возле шатра, опершись на копьё, задремал на дозоре одинокий воин и не чует грозной опасности. А по небу летит ковёр-самолёт со злобным колдуном.
Основной цвет картины — глубокий ультрамарин, "играющий, словно тёмный густой сапфир" (С. Эрнст), — ассоциируется с колдовской властью злого начала и создаёт ощущение напряжения и тревоги. Главная идея картины — напоминание о необходимости духовного бодрствования в час грозящей опасности. Когда над миром сгустилась тьма, Рерих призывает к духовному пробуждению и недреманному дозору сердца, и в этом он видит свою задачу как художник и как человек… Многие ли услышали в первые годы XX века голос великого гуманиста, призывавшего к действенному дозору во имя мира на земле? Пройдут годы — и новые страшные бедствия обрушатся на планету.
Тема дозора в трудах Рериха и в Учении Живой Этики приобретает особый смысл, переходя в категорию духовных понятий. Духовное бодрствование утверждается в Учении как необходимая ступень сознания на пути жизни. Отсутствие дозора в масштабе как личности, так и человечества, даёт возможность утвердиться злу, приводит к разгулу тьмы».
Журнал "Восход". 2009. № 7.
Назад в раздел