Н.К. Рерих. ГОНЕЦ. 1897
Холст, масло. 124,7 x 184,3
Государственная Третьяковская галерея. Россия. Москва
Дипломная работа Н.К. Рериха «Гонец. Восстал род на род» — с неё начался творческий путь Николая Константиновича Рериха. Эту картину прямо с академической выставки в 1897 году приобрёл Павел Михайлович Третьяков для своего собрания, что явилось признанием таланта молодого художника. Собирателя заинтересовали идеи молодого талантливого художника, его замыслы по созданию большой серии картин, посвящённых начальной истории Руси. Третьяков намеревался собрать всю будущую серию, но в 1898 году знаменитого коллекционера не стало, и его желание не сбылось полностью.
Сюжет для картины был взят Рерихом из первой русской летописи «Повесть временных лет» и на первый взгляд кажется предельно простым. Картина наполнена поэзией старины — и залитый луной пейзаж, и притаившееся в тишине ночи жильё человека, и скользящий по реке чёлн, и погружённый тревожные думы старец-посол, спешащий с вестью о том, что «восстал род на род». В картине «Гонец» с особой силой проявилось творческое воображение художника, во всём чувствуется глубокое знание родной истории. Во время работы над картиной Рерих неоднократно советовался со Стасовым о типе древней славянской избы, плетне городка, форме лодки, посылал ему свои зарисовки и, только когда получал полное одобрение со стороны Стасова, вводил их в картину.
Н.К. Рерих вспоминал, как Лев Николаевич Толстой, которому он показал свою картину, сказал: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований: надо рулить всегда выше — жизнь всё равно снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт» (Н.К. Рерих. Листы дневника).
Назад в раздел