Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Принимай участие во всем сущем. Оно для тебя, и ты для него.
Надземное, 310

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


До 1918. Петербургский период творчества



          ≡ 



Н.К. Рерих в студенческие годы
Н.К. Рерих в студенческие годы

* Кружок самообразования. Музей при императорском Обществе поощрения художеств. Председатель возобновленного «Мира искусства». Идея создания народной академии.

Кружок самообразования.

Музейно-просветительская деятельность Н.К.Рериха может быть прослежена с самой его юности. Идеал жизни, богатой научно-культурными интересами, он всегда пытался передать окружающим – на каждом этапе жизни это принимало свои возможные формы.

Одним из первых организационно-просветительских начинаний можно считать попытку создать в петербургской Академии художеств кружок самообразования. Студент Николай разработал устав кружка и программу занятий по философии, естествознанию, истории (общей, искусств, культуры), психологии, эстетике, археологии, мифологии. Предполагалось обсуждение тем для эскизов, критический анализ эскизов, чтение рефератов. Были совершены различные организационные шаги, идея обсуждена руководством Академии... Но большинство самих студентов оказались не готовы к такой обширной программе работы и тем более к уставу, который предполагал сознательную дисциплину. Так что развития в такой форме начинание не получило. А идея Николая Константиновича о всестороннем образовании продолжала жить в планах художника, обогащенная и подкрепленная организаторским опытом.

Идея Музейона, живого и творящего храма всех муз, жила в сознании Николая Константиновича, и где бы и как бы он ни работал - как организатор, как художник, как докладчик и эссеист – везде мы слышим и видим отголоски этого мысленного храма всех муз.

Музей при императорском Обществе поощрения художеств.

Много полезных решений и преобразований удалось провести в жизнь как в должности помощника директора музея при императорском Обществе поощрения художеств (с 1898 года), так и в должности секретаря Общества поощрения художеств. (с 1901 года), директора школы Общества поощрения художеств (с 1906 года). По поводу последнего Александр Бенуа замечал: «От г. Сабанеева Рерих получил такое наследство, которое всякий другой призадумался бы принять» - тем не менее под руководством Рериха в течение нескольких лет школа Общества поощрения художеств преобразилась до неузнаваемости. Александр Бенуа, назвав перестройку школы чудом, писал: «Это чудо произошло благодаря энергии одного человека, одного художника - Рериха, заслуживающего все большего и большего уважения за ту последовательность, с которой он борется за живое искусство против мертвечины и казенщины. Рерих во имя своего хорошего дела готов взять на себя подвиг иметь сношения с самыми скучными людьми, и при этом он искусно проводит свою линию, не слишком оскорбляя их, не слишком ускоряя свое наступательное движение, зато производит его с тем большими и верными результатами». (Из Беликова).

«Терпение, последовательность, организаторский талант Рериха, его умение сотрудничать с людьми сделали школу Общества поощрения художеств одним из самых крупных и демократических учебных заведений страны, - пишет П.Ф.Беликов. - Ее двери были широко открыты для всех желающих приобщиться к искусству. Рабочая молодежь, ремесленники, студенты, матросы, солдаты, приезжие крестьяне получали беспрепятственный доступ к обучению. Особое внимание Рерих уделял развитию сети пригородных отделений, мастерских и воскресных классов. (...) Обязательную программу по специальности Николай Константинович расширил введением уроков по общехудожественному образованию, что положительно сказывалось на повышении культурного уровня учащихся».

Николай Константинович утверждал: «В современном понимании искусства было воздано должное так называемому художественно-прикладному направлению, которое, входя во все мелочи обихода, поистине питает народную жизнь животворными корнями искусства. Таким образом, школа императорского Общества поощрения художеств, развивая за последнее время мастерские по различным художественным производствам, поступила правильно, отвечая запросам настоящего времени. Теперь же, заботясь об истинно всенародном подъеме искусства, становится очевидным, что глубокое понимание всех отраслей художественного производства может окрепнуть лишь в сознании о том, что искусство едино; в сознании, что искусство повседневных предметов делается значительным лишь в органической связи с лучшим и высшим творчеством».

Н.К. Рерих с членами "Мира искусства"
Н.К. Рерих с членами "Мира искусства"

1910. Председатель возобновленного «Мира искусства».

Когда в 1910 году в Союзе русских художников произошел раскол, в Петербурге возникло выставочное объединение, названное «Миром искусства», как и ранее, но председателем избрали не кого-либо из ветеранов и признанных идеологов прежнего движения, а Николая Рериха.

В это время было несколько художественных группировок, между направлениями то и дело вспыхивала полемика. В статье «Земля обновленная» (1911) Рерих писал: «Думать ли художникам о всяких уравнениях? Чтобы никто не выпал из строя, чтобы никто не выскочил... Мечтами о единении, мечтами о ровном строе сколько художников было отрываемо от работы. Страшно сосчитать, сколько художников «объединительные» разговоры перессорили».

«Мирискусники» под руководством Н. Рериха старались держаться "золотой средины", то есть относились к художникам других направлений без предвзятости, приглашали на свои выставки. «Зрелые отцы призывают в свой дом незрелую молодежь, надеясь через нее сохраниться и обновиться», — говорилось в одном из обозрений выставки «мирискусников». Николай Константинович умел ценить и старину, и новаторство, избегал ненужных конфликтов, внимательно прислушивался к художникам различных воззрений. Все это укрепляло организацию «Мира искусства», способствовало успеху. Также Рерих пропагандировал художественное собирательство, участвовал в работе издательств, выпускающих репродукции и книги по искусству.

Впоследствии опыт взаимодействия с различными по складу и характеру художественного творчества людьми несомненно пригодился в организации деятельности международного художественного центра Corona Mundi.

Идея создания народной академии

Кроме напряженной работы в «своих» учреждениях Н.К.Рерих всегда живо участвовал в деятельности множества других культурных обществ и организаций (например, в этот период Николай Константинович был одним из самых неравнодушных членов совета Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, председателем комиссии по учреждению Музея допетровского искусства и быта, членом-учредителем Общества возрождения художественных ремёсел и т.д.). Вот как описывает этот период жизни Николая Константиновича Е.И. Рерих: «Николай Константинович в свою бытность директором Школы Императорского Общества Поощрения Художеств был занят целыми днями, ибо школа была открыта от 9 утра до 10 ч. вечера, да ещё полдня по воскресеньям. А кроме того, в скольких других учреждениях Н.К. состоял председателем или основателем, или членом комитета, и сколько вечеров уходило на такое добровольное служение! Зимою он имел очень мало времени для своего художества, иногда проходили целые недели — и он не мог взяться за кисть; только летами, в течение трёх месяцев, он работал с утра до ночи» (Письма Е.Рерих, том 3, с.373).

В 1917 году Николай Константинович бывал в Петрограде наездами, так как из-за проблем со здоровьем вынужден был переехать в Карелию. Несмотря на это, он полон планов и составляет проект Свободной народной академии на базе школы Общества поощрения художеств. И в начале 1918 года, когда большинство членов комитета школы вообще склонялось к ее закрытию, Николай Константинович подготовил доклад в защиту своего проекта. П.Ф.Беликов цитирует черновик текста: «Товарищи! Нам нужно рассмотреть вопросы большого значения. Надо особенно хозяйственно, особенно вдумчиво пережить время, пока денежная жизнь страны укрепится. Мы должны напрячь все силы и в единении с учащимися сберечь нашу народную, нашу свободную школу искусства. (...). Мы верим в великое значение искусства для жизни народа. Товарищи! Какие бы трудности нас ни ожидали, будем твердо помнить, что идея народного просвещения всегда должна быть в человечестве самой нерушимой, самой любимой, самой близкой понятию подвига».

Революционные события не дали воплотиться в жизнь этому начинанию, но идея осталась и позднее ее отголоски воплотились в институте объединенных искусств в Америке.



Рассказать друзьям:
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку