Идея эта сопутствует художнику с юности. Археологические раскопки, интерес к истории культуры, соприкосновения с сохранившимися сквозь века ценностями искусства много побуждали думать о сохранности бесценного наследия человечества. Кажется неслучайным, что в 1903-1904 годах Николай Константинович и Елена Ивановна путешествуют более чем по сорока русским городам. Среди них Ярославль, Кострома, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Ростов Великий, Смоленск, Изборск, Псков. В поездках создано около 90 архитектурных этюдов, названных С. Эрнстом «Пантеоном нашей былой славы». «По замыслу художника все эти произведения должны были запечатлеть грандиозную каменную летопись страны, в которой увековечилось бы величие духа ее народа-строителя», - пишет П.Ф.Беликов. А спустя недолгое для истории время многие памятники были сметены в вихре революции и затем отечественной войны. Некоторые из них остались только на полотнах Рериха.
Идея о специальном соглашении об охране памятников культуры оформилась у Николая Константиновича во время русско-японской войны 1904-1905 гг. , она была высказана в докладе, прочитанном в русском архитектурном обществе.
1914 год отмечен как год первого обращения к верховному командованию Русской Армии и правительствам Франции и США с идеей международного соглашения по охране объектов культуры в военное время.
В 1917 году, 6 марта, в Совет рабочих и солдатских депутатов было направлено заявление от Комиссии по делам искусств, это была группа деятелей культуры, которую возглавили М.Горький как председатель и А.Бенуа и Н.Рерих как его помощники. Комиссия «постановила предложить свои силы в распоряжение Совета рабочих и солдатских депутатов для разработки вопросов об охране памятников старины, проектирования новых памятников, составления проекта положения об органе, ведающем делами изящных искусств и т. п...» После чего в номере «Известий» появилось воззвание: «Граждане, старые хозяева ушли, после них осталось огромное наследство. Теперь оно принадлежит всему народу. Граждане, берегите это наследство, берегите дворцы, они станут дворцами вашего всенародного искусства, берегите картины, статуи, здания — это воплощение духовной силы вашей и предков ваших... Граждане, не трогайте ни одного камня, охраняйте памятники, здания, старые вещи, документы, — все это ваша история, ваша гордость. Помните, что все это почва, на которой вырастет ваше новое народное искусство».
Жесткие условия революционного времени не располагали к широкому принятию идеи охраны памятников. Но борьба Рериха за распространение этой идеи никогда не прекращалась.
В 1929 году Рерих возвращается к идее на уровне международного договора. По его инициативе французский юрист-международник проф. Г.Г.Шклявер, с консультациями члена Постоянной палаты международного правосудия в Гааге проф. Г.Ла-Праделя, составил проект договора. Вместе с обращением художника к правительствам и народам всех стран проект был опубликован на нескольких языках и вскоре получил всемирную известность.
Идея пакта сводится к регистрации в международных органах списка памятников искусства и культуры, которые охраняются иностранными государствами с той же бережностью, как и отечественные культурные ценности. Такие учреждения выставляют отличительный флаг (знаменитая амарантового цвета окружность с тремя кругами в середине), который позволяет охранять учреждения как в мирное, так и в военное время.
Таким образом, Знамя Мира – это культурный аналог красного креста. «Если Красный Крест печётся о телесно раненых и больных, то наш пакт ограждает ценности гения человеческого, тем охраняя духовное здоровье», - писал Н.Рерих.
Многие деятели со всего мира выступили в поддержку Пакта Рериха. В 1929 году в Нью-Йорке и в 1930 году в Париже и в Брюгге были учреждены постоянные комитеты Пакта. С 1931 года начинают собираться международные конференции, посвященные Пакту Рериха. В третьей конференции (ноябрь 1933, Вашингтон) участвовали представители 36 государств (официальные делегаты – от 27 государств), было рекомендовано правительствам всех стран подписать Пакт Рериха. А 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне президентом США Ф.Рузвельтом и двадцатью странами Латинской Америки был подписан Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Как уже было отмечено, впоследствии идеи Пакта Рериха продолжили свою жизнь в Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей во время вооруженного конфликта. Подписался под ней и Советский Союз.
Пакт Рериха, как пишет Богуславский, «стал первым международно-правовым актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, и единственным соглашением, принятым в этой области до Второй мировой войны. И хотя Пакт Рериха удалось реализовать лишь в качестве регионального акта, его принципы и положения имеют огромное значение для развития международного права. К их числу следует отнести положения о защите, которая должна предоставляться культурным ценностям, и уважении, которое следует им оказывать. Причем эти положения носят безусловный характер. Важно отметить, что действие договора 1935 года не ограничивалось рамками военных конфликтов, а распространялось и на мирное время. И в этом огромное преимущество Пакта Рериха по сравнению с обеими гаагскими конвенциями 1907 и 1954 года».
Гаагской конференцией был принят иной знак защиты – изображение щита (статья 36): «В отношениях между Державами, которые связаны Вашингтонским Пактом от 15 апреля 1935 года о защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников (Пакт Рериха), и которые являются сторонами в настоящей конвенции, эта последняя дополнит Пакт Рериха и заменит отличительный флаг, описанный в статье 3 Пакта, знаком, описанным в статье 16 настоящей конвенции». Однако в народном сознании многих наций именно «Знамя мира» упрочилось как символ охраны культурных ценностей. Кроме того, сам «Пакт Рериха», утверждающий в качестве знака защиты культурных ценностей Знамя мира, полностью остается в силе.
1 М.М.Богуславский (р. 1924) — профессор, доктор исторических наук, член исполкома Ассоциации международного права. Автор книги «Международная охрана культурных ценностей» (М.: Международные отношения, 1979) и многих других работ по проблемам международных отношений.