24 марта 1920 года – великая дата для всех, соприкоснувшихся с рериховским наследием. Именно в этот день была записана первая из бесед с гималайскими махатмами. Избранные записи и легли затем в основу 14-ти томов, известных человечеству как Агни Йога или Живая Этика.
Именно следование этому учению всей семьи Рерихов перевело их из разряда талантливых, гениальных людей в число деятелей истинно планетарного, космического масштаба. Поле, засеянное ими, огромно, и всходы будут произрастать тысячелетиями, оставив неизгладимый световой путь. И дано это Учение миру через Елену Ивановну.
Можно писать два портрета Елены Ивановны: один – понятный любому скептику, второй – сокровенный, доступный сердцу открытому.
Девочка, с малых лет утвердившая в себе стремление к жизни трудовой, возвышенной и прекрасной – среди окружавшей её роскоши и пустоты обывательских забот, вопреки многим противодействиям. Какой силой духа надо обладать для такого подвига, каким неугасимым зовущим факелом просияет он для всех, могущих вместить его свет!
Н.К.Рерих посвящал труды свои - «Елене, жене моей, спутнице, другине, вдохновительнице».
Спутница на самых трудных трансгималайских переходах, в культурной и научной работе. Вдохновительница, умевшая позвать сердца людей за собой на подвиг земной и надземный. Мужественная, всегда бодрая, неутомимая женщина, идущая впереди экспедиционного каравана в обстоятельствах самых опасных и тяжёлых. Женщина, обладавшая высочайшими духовными познаниями, безошибочной интуицией, умением доходчиво и сердечно объяснять самые сложные вещи. Сколько у нее было корреспондентов по всему свету, скольким она смогла помочь разъяснением и советом, сколько сложила объединений!
Сложнейший труд Е.П. Блаватской, героической подвижницы, просиявшей над миром веком раньше, Россия узнала в неповторимом переводе Елены Ивановны. «Невозможно себе представить, - пишет Н.Д. Спирина в докладе «Переводы Елены Рерих», - кто, кроме неё, мог бы сделать такой перевод с английского труднейшего и сложнейшего труда Елены Петровны Блаватской, как «Тайная Доктрина». Читая эту грандиозную книгу, совершенно не замечаешь, что это - перевод. Елена Ивановна не только переводила этот труд, она знала, что переводила. Ближайшая к Великим Учителям, она несла в себе эти знания и потому естественно и свободно излагала их на русском языке. Невозможно представить, что получилось бы, если бы этот труд взялся переводить кто-нибудь другой. Блаватская дала свой капитальный труд, подвиг всей её жизни, всему миру на английском языке; Россия получила его через подвиг Елены Ивановны, потому что, даже по объёму, это был подлинный подвиг земного и надземного труда. Это очевидно каждому, кто держал в руках эту книгу»1.
Читая доклады Н.Д. Спириной о Елене Ивановне Рерих, можно обозначить основные, особенно значимые черты Той, что была названа Махатмами именем Урусвати.
«Письма Елены Рерих» - живая связь со многими рериховскими обществами и группами. Если Николай Константинович Рерих воплощал в себе «внешнюю» линию объединения народов, то внутренняя, сердечная работа, как невидимая часть айсберга, исходила в очень большой степени от Елены Ивановны.
«Основы» - из-под пера Елены Ивановны вышли книги, небольшие по размеру, но удивительно емкие и глубокие по содержанию. Во всём она умела выделить основы и сказать главное.
«Свет Звезды» - что значит данное Елене Ивановне Махатмами имя Утренней звезды?
«К этому времени на духовном плане было разрушено всё, что можно было разрушить. Церкви рушились, как карточные домики, под ударами неслыханной революции; грубый, примитивный материализм "правил бал". Учение, данное в прошлом веке Е.П.Блаватской, сохранялось в катакомбах малых групп. Начались грандиозные войны, одна чудовищней другой. Воцарилась духовная ночь.
Но после ночи, какой бы тёмной она ни была, непременно наступит рассвет. И предвестница утра, звезда Свати2, уже загорелась на нашем горизонте. Луч её проник в жилища нашего духа, высветил все его углы и закоулки и призвал выйти из самосозданного застенка на просторы космической Беспредельности.
Чтобы приблизиться к звёздам, астрономы применяют телескопы. Чтобы разглядеть ближе звёздных людей - нужен телескоп ума и духа. Только этот двойной телескоп приблизит земное к надземному, и, по мере приближения, свет Звезды будет всё ярче разгораться на небосклоне нашего сознания, пока не зальёт нашу земную жизнь светом надземной радости.
Имя света утренней Звезды - Урусвати - было дано женщине, которая принесла людям данное Свыше через неё Откровение новой эпохи, помогающее сформировать разумное мировоззрение на незыблемых законах Бытия, напомнить о забытых и утерянных Основах всех религий, данных ранее»3.
«Воительница» - ибо великое мужество нужно, чтобы противостоять невежеству, чтобы иметь отвагу дать человечеству новое мировоззрение.
«Ты сказала – любовь», - так сказано о Елене Ивановне самими махатмами.
И, наконец, еще одно слово, ясное, может быть, не каждому, - «Свидетельница».
«Как узнали бы мы о духовных Учителях человечества, о Светочах Мира, несущих свет прозрения Истины людям во все века, не оставлявших землян никогда, учивших нас и своими откровениями, и своими деяниями? Через свидетелей шёл к нам тот поток необходимых знаний, без которого не было бы нам пути в будущее. Как узнали бы мы о «жизненных проявлениях» Тех, которые приходили помочь нам на нашем пути в Беспредельность? С прошлых веков и тысячелетий мало что осталось от этих свидетельств, многое искажено, многое передано неточно благодаря неоднократным переводам с архаических языков, но и эти дошедшие до нас крупицы благих сведений ориентируют нас в нужном направлении, учат, «как жить, чтобы святу быть», и помогают увидеть иную жизнь, не такую, как наша, непредставимую нами.
Не было ещё такого трудного, такого сложного времени, как эта смена рас, и никогда ещё не давались землянам такие подробные, неискажённые, не замутнённые языковыми барьерами сведения и знания, исходящие из высших Источников и рассказывающие о Тех, которые находятся на следующей ступени эволюции, по направлению к которой мы сейчас начинаем делать первые шаги. Лестница восхождения явлена, ступень указана, способы продвижения к ней подробно разъяснены. Нам остаётся двинуться к пути духа или продолжать, уже не вслепую, идти по нему, если мы этого захотим.
Урусвати (таково эзотерическое имя Елены Ивановны Рерих), сотрудница Великих Учителей на протяжении всех своих земных воплощений, указана нам как свидетельница, которая знает. Дух захватывает, когда читаешь книгу «Надземное», где 955 параграфов рассказывают о том, сколько она знает, слышала, видела, чему была свидетельницей. И навряд ли этими перечислениями исчерпывается всё, чему она была свидетельницей и что постигла. (…)
Но и этого нам достаточно на многие воплощения. Потому что мало прочесть, надо осмыслить, пережить, перечувствовать всё сказанное и начать применять хотя бы в самой малой мере»4.
Чтобы стать свидетелем жизни дикой природы, нужно преодолевать многие неудобства и опасности путешествий. Чтобы правдиво засвидетельствовать военные события, нужна находиться в гуще боя. Но кто из нас может представить, ЧТО должен вынести человек, свидетельствующий о жизни всей планеты, о мирах надземных, о глубинах духовного пути человечества не только земного, но и вселенского?
Много веков пройдет, прежде чем нам станет понятно, насколько велик был подвиг этой удивительной женщины – «жены, другини, спутницы, вдохновительницы».
Пока что лишь скажем: все, совершенное Рерихами-мужчинами, это стены величественного здания, фундамент которого основала – невидимо для посторонних глаз – Елена Ивановна.
«Раньше корабли водили по звёздам. Есть люди – как звёзды»5.
1 Н.Д. Спирина. Урусвати – свет утренней звезды. Н., 1998. с. 82-83
2 Венера
3 Н.Д. Спирина. Урусвати – свет утренней звезды. Н., 1998. с. 106-108
4 Н.Д. Спирина. Урусвати – свет утренней звезды. Н., 1998. с. 109-111
5 Н.Д. Спирина. Урусвати – свет утренней звезды. Н., 1998. с. 6