Манчжурская экспедиция, начавшаяся в 1934 году, как и предыдущая, имела перед собой и научные, и просветительские цели. Научной целью был сбор семян засухоустойчивых растений, которые предотвращали бы эрозию почв. Для департамента земледелия США эта проблема была очень актуальна. Просветительской целью Рериха, как всегда, было максимальное распространение культурных и гуманистических идей по всему миру. Был задуман целый ряд прогрессивных начинаний, обдумывались возможности организации в Манчжурии и Гоби сельскохозяйственного кооператива, который направил бы свои силы на орошение пустынь, преображая экологию планеты и затем, через культурные учреждения, экологию человеческой души. Богатый опыт руководства культурными начинаниями во многих странах давал возможность не смущаться масштабами новых планов. Н.К. Писал в статье «Да процветут пустыни»:
«Еще и еще раз думалось, как нужно уметь хранить неповторимое сокровище и как часто до сих пор, при всей условной цивилизации, происходят ужасные варварства. Да, нужно уметь беречь не только рукотворные ценности человечества, но и продолжать ту же заботливость и ко всем истинным источникам жизни. Потому оживление пустынь, как в своем буквальном значении, так и в переносном духовном понимании, является благородной задачей человечества. Да цветут все пустыни».
В состав экспедиции вошли Н.К. И Ю.Н. Рерихи и несколько европейских и азиатских ботаников. Поначалу экспедиция продвигалась очень успешно как по части поиска засухоустойчивых злаков, так и по традиционным для Рериха этнокультурным исследованиям. Благодаря большой организаторской работе складывались обстоятельства и для воплощения культурных начинаний. В это самое время, 15 апреля, в Вашингтоне после проведения очередной конференции президент США Рузвельт и представители государств Южной Америки подписали Пакт Рериха.
Однако грандиозные планы экспедиции были потрясены внезапным для Рерихов и их сподвижников злонамеренным предательством. Коммерсант Хорш, входивший в состав совета директоров Рериховских Учреждений, и министр сельского хозяйства США Генри Уоллес, которому была подотчетна экспедиция, сложили свои усилия для подрыва рериховских начинаний. Хорш, пользуясь доверием сотрудников и имеющейся у него юридической доверенностью, подделал документы, присвоив себе плоды многолетней деятельности коллектива, а Уоллес, пользуясь зависимостью от него расположенного в монгольских песках экспедиционного отряда, во многом отрезанного от внешнего мира, в это же время начал давать неожиданные противоречивые и абсурдные указания экспедиции, чтобы максимально запутать и изолировать ее, а по окончанию аферы попросту свернул экспедицию. Кроме того, финансовые вложения в экспедицию были с помощью юридических хитросплетений обложены крупной государственной пошлиной, и если бы Рерих появился в США без уплаты этой пошлины, он подлежал бы аресту.
Как описывал ситуацию П.Ф.Беликов, "добившись временной изоляции Рериха от дел музея, «высокие договорившиеся стороны» приступили к осуществлению своего замысла. Операция была проведена молниеносно, так как Хорш все подготовил заранее. Контрольный пакет акций небоскреба распределялся между семью лицами: Н. К. Рерихом, Е. И. Рерих. 3. Г. Лихтман, М. М. Лихтманом, Ф. Р. Грант, Л. Хоршем и Н. Хорш. Николай Константинович и Елена Ивановна выдавали директорату музея полные доверенности на ведение всех финансовых дел. В феврале 1935 года путем обманных комбинаций Хорш сумел переписать паи Рерихов, Лихтманов и Грант на имя своей жены. Учредители об этом не догадывались, так как по их давнему решению музей подлежал безвозмездной передаче государству, и Хоршу было поручено ее оформление. Поэтому предполагалось, что именно таким делом он и занимается. Летом 1935 года Хорш и его сообщники, опираясь на «законные» права держателей контрольного пакета акций, без всякого предупреждения исключили из состава совета директоров музея Николая Константиновича и четырех других основателей. Директора узнали о своем исключении задним числом, после того как Хорш за одну ночь вывез из музея все картины Рериха (их было более тысячи) и сменил все замки. Одновременно были уничтожены все архивные документы, в том числе и документ, удостоверявший решение основателей музея о передаче его государству. (...) Отстраненные директора немедленно возбудили в Нью-Йорке судебное дело против Хорша, но результатов это не дало..."
24 сентября 1935 года Николай Константинович и Юрий Николаевич уезжают в Индию. Одно из самых позорнейших предательств в истории человечества черным пятном легло в летопись США, разрушив небывалые для страны возможности культурного и научного возрождения, но нисколько не загасив энтузиазма Рериха и его сподвижников. Победная мощь культуры состоит в том, что никакие внешние обстоятельства не могут пресечь ее развития в сфере духовной. Все культурные начинания разрастаются и находят своих последователей в новых эпохах и условиях, и человечество движется вперед в своей эволюции.