Полагают, что Н.К.Рерих побывал у самого подножия Белухи, причём и с южной, и с северной стороны. С южной — у истока Катуни, с северной — поднявшись по реке Кучерле и перевалив Катунский хребет. Вершину Белухи не всегда можно было увидеть, так как она часто закрыта тучами или туманом. Всё же такие счастливые дни выдавались, и Николай Константинович записывает в дневнике: «А со Студёного хребта лучше всего видно самую Белуху, о которой шепчут даже пустыни»54. «Было так чисто и звонко. Прямо Звенигород»55.
Алтайские народы с почтением относятся ко всей окружающей природе; в их понимании человек вовсе не «царь природы», а имеет такое же право на жизнь, как горы, реки, камни, деревья и другие живые существа.
Белуха очень почитаема на Алтае и имеет несколько уважительных названий. Так, её называют «Цаган-Убугун» — Белый Старик, «Катын-Баш» — Владычица, «Ак-Сумер» — Белая Священная Гора, Ось Вселенной, «Уч-Сюре» — Жилище богов Ориона, «Уч-Сумер» — Священная Гора Ориона. На страницах путевого дневника Рерих пишет: «На Алтае гору Белуху называют Уч-Сюре. (...) Сюре — жилище богов, соответствует монгольской Сумер и индийской Сумеру»56. «Белуха стоит белоснежным свидетелем прошлого и поручителем будущего»57.
54 Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. С. 283.
55 Там же. С. 291.
56 Там же. С. 100.
57 Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 225.