Открытие концертного зала Музея Н.К.Рериха в Новосибирске состоялось 29 января 2005 года.
Первая встреча музыковедческой секции под названием «Я помню вальса звук прелестный» была посвящена памяти Н.Д.Спириной. Екатеринбургский музыковед В.Ф.Светлова рассказала слушателям историю старинного русского романса, а самарский вокальный дуэт «Гармония» (Лина Мерникова и Ольга Сафранова) передали его очарование залу.
Здравствуй, «АЛТАЙ»!
Во время репетиции и подготовки к концерту происходит знакомство с сотрудниками Музея; многие из них впервые видят алтайские музыкальные инструменты, и ребята с удовольствием знакомят с ними всех желающих. На вопрос «на каком инструменте вы играете?» — мальчишки отвечают: «на всех», — и начинают перечислять: топшуур, ядаган, икили, ко-мус, шоор, кабас — и с готовностью показывают, как они звучат. Вся сцена концертного зала заполнилась инструментами для предстоящего выступления.
Тема её — история старинного русского романса — была выбрана не случайно. В последние месяцы своей жизни Наталия Дмитриевна любила слушать именно вокальную музыку, и не только в исполнении признанных артистов, — она часто просила дежуривших около неё сотрудников напевать любимые ею романсы или песни. «И Наталию Дмитриевну не смущало то, что мы не обладали вокальными возможностями, — рассказывает Валентина Феодосьевна, — для неё главным было исполнение от сердца к сердцу, а именно романс и обладает таким качеством особой задушевности. Некоторые произведения Наталия Дмитриевна просила петь по нескольку раз подряд, и бывало, что в её глазах мы видели слёзы, ведь свойство романса — затрагивать самые тонкие струны души».
«Сознание красоты спасёт». Поведут эту изначальную песнь поэты и художники. Загремит она на струнах и хорах. И дольётся песнь до народных скрынь, где захоронено много Красоты и Подвига. Без красоты жизни не одолеть тьму.
Через Красоту, Поэзию идёт создание Культуры.
Голоса птиц в природе. II.
Способность птиц к пению имела длительное развитие. В «Гранях Агни Йоги» говорится: «...Каждая форма в процессе своего развития постепенно овладевает всё новыми и новыми видами материи и энергий. (...) Надо понимать, как велико достижение, когда немые расы овладели способностью речи. Сколько миллионов лет потребовалось на это. Сколько времени нужно было, чтобы птицы запели и научились с помощью производимых ими звуков понимать друг друга».
РЕРИХ И РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
В статье, посвящённой столетию Н.А.Римского-Корсакова, Н.К.Рерих пишет: «Замечательна жизнь Николая Андреевича. В своём неисчерпаемом творчестве он шёл вперёд, совершенствуясь до самой кончины. Утончённы его последние творения: "Китеж", "Царь Салтан", "Золотой петушок". Но и начальные композиции, как "Снегурочка", уже показали всю мощь его великого таланта. А "Садко", "Шахерезада", "Майская ночь" и вся несчётная сокровищница романсов, симфоний — какой творческий подъём гремел без устали!..»
Николая Константиновича Рериха весенняя сказка Островского – Римского-Корсакова пленила ещё в юные годы и, по признанию самого художника, была ему очень близка. Здесь его могло привлечь многое — и неповторимая прелесть образов, и отражённое в сказке миросозерцание древних славян, и общий радостно-солнечный колорит. Но главное, как писал Николай Константинович, «Снегурочка» показала «часть подлинной России в её красоте». Четырежды — в 1908, 1912, 1919, 1921 годах — обращался Рерих к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцены. На темы полюбившейся сказки им были написаны также отдельные картины, а на страницах дневников и очерков художника мы не раз встретим глубокие размышления, вызванные образами «Снегурочки».
В жизни и творчестве Рериха музыка Римского-Корсакова занимает очень важное место; достаточно сказать, что оперы Римского-Корсакова составили почти половину всех оформленных художником постановок. Какие же «легенды о русской жизни», воплотившиеся в музыке любимого композитора, были близки Николаю Константиновичу? Одним из первых произведений, взволновавших воображение молодого художника, была симфоническая картина «Садко». Под впечатлением этой музыки Рерих пишет картину «Садко у морского царя» (1895). Впоследствии Николай Константинович вновь обращается к этому образу: Садко становится одним из героев декоративного панно «Богатырский фриз» (1909). А затем настаёт черёд театральных работ к опере Римского-Корсакова...
РЕРИХ И БОРОДИН. I.
Рерих и Бородин — как значительно сочетание этих великих имён, напоминающих нам об эпохе расцвета русского искусства на рубеже 19 и 20 веков. То была эра счастливых свершений, выдвинувшая «целую плеяду славных русских выразителей Прекрасного» (Н.К.Рерих). Волшебный мир театра, объединивший разные искусства, привлёк тогда многих музыкантов и художников, а знаменитая антреприза Дягилева явилась своеобразным итогом блистательных русских достижений. Именно в эти годы на сценах Лондона и Парижа появился спектакль, который поразил современников гармоничностью слияния музыки и живописи, — это была опера А.П.Бородина «Князь Игорь» в художественном оформлении Н.К.Рериха.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ. «Музыкой процветаем и утончаемся»
«Зная о значении радости, я старалась, чтобы мои занятия музыкой с детьми были для них радостными; если ребёнок входил в мой класс на урок без улыбки, я ставила это себе в вину, и именно в том, что мне не удалось до сих пор сделать эти занятия для него привлекательными. Когда в дневнике приходилось ставить оценку, я всегда спрашивала ученика — как он сегодня играл, хорошо ли приготовился; и обычно ученик сам честно сознавался в том, что плохо приготовил урок, и понимал, почему получил отрицательную оценку. Также я старалась, чтобы ученик понял, что когда он играет хорошо, он не только зарабатывает хорошую оценку, но и доставляет удовольствие другим, становится для них привлекательным».
«Учить и любить — явление милости Бога»
С самого раннего возраста Наталию Дмитриевну окружала музыка, которую она очень любила. С 7 лет начала обучаться игре на фортепиано. Она вспоминала: «Я училась на старшем курсе, и у нас уже была педагогическая практика. Нам давали отстающих учеников. Мы репетировали, а затем приводили к ведущему педагогу, и та проверяла, как мы их учим. Это дало мне очень большой навык к преподаванию, а потом я имела и своих личных учеников». «Мне хотелось преподавать. Мне хотелось передать детям то, что я поняла, что я полюбила, чтобы и они полюбили музыку. И это было так радостно, когда ребёнок приходит, сначала пальчиком пошевелить не может, а потом вдруг из-под этих пальчиков начинают звучать какие-то пьески. Родители в восторге, ребёнок ещё пуще, и все радуются. Я всегда считала, что музыку надо преподавать радостно».
Когда я спросила Мастера о его ранних впечатлениях о музыке, он сказал: «Эти впечатления одни из самых ранних и одни из самых трогательных для меня. Совершенно верно, что хоралы Баха, богатства Бетховена, яркий романтизм Шуберта, вместе с трогательными образами Палестрины, Жоскэн Де Пре, Рамо и Люлли, составляют одно из возвышающих воспоминаний моего детства.
Это был всегда мой внутренний праздник, который вместе со страницами истории давал мне отдых от уроков математики, до которой, по секрету скажу, я не был большой охотник. Ритмы латинских и греческих поэтов давали мне в Колледже гораздо большее удовлетворение, и аккорды Баха вводили в тот чистый храм, который впоследствии обогатился и приближением к Вагнеру, Римскому-Корсакову, Дебюсси, Скрябину...»
Наталия Дмитриевна Спирина о музыке. I.
Когда живёшь по Живой Этике, то ко всему отношение совсем иное; это не были просто казённые ученики, которых я обязана учить, — это были дети, близкие мне. Потому что Живая Этика — это близость всех во всём, всё едино: «Я — вы, вы — Я — частицы Божественного Я». Это были мои детишки, я их жалела, понимала, что им очень трудно, ведь даровитых детей мало, большинство из них очень среднего уровня. Им так трудно было сесть прямо, поставить пальцы правильно, смотреть в ноты, считать, играть. Я понимала, как им это трудно, но план-то надо было выполнять. Я их жалела, иногда и повеселю немножко. Один ученик — недавно я его встретила, у него уже свои дети, — он говорит: «Вы были добрая и весёлая». Вот это им всем очень импонировало. Но это веселье, конечно, было очень требовательное.
...Прежде всего, Учение против того, чтобы театр был замкнут в душное, тёмное, пыльное помещение. Он должен быть вынесен на свет, на солнце, — тогда звуки идут пронизанные светом, они звучат по-другому, и восприятие их совсем иное, чем в темноте, в душных залах.
У нас в Харбине был летний театр, где летом давали симфоническую музыку, и мы сидели на свежем воздухе, слушать было очень приятно, совсем по-другому воспринималось, и не страдали от духоты. Но звучание, конечно, было несколько иное, потому что стены резонируют, а тут стен не было, только одна «раковина», то есть эстрада. Я ходила на эти летние симфонические концерты, и это было прекрасно...
МУЗЫКА НОВОГО ВЕКА
То, что музыка Б.Н.Абрамова близка нам, это, быть может, и понятно: он дорог нам не только как человек, но и как Наставник жизни, трудами которого мы духовно питаемся. Но вот что говорят музыканты-профессионалы — люди, почти не знакомые с жизнью Бориса Николаевича и его мировоззрением. Эти свидетельства для нас очень важны, они являются ещё одним подтверждением всего, что мы знаем о Борисе Николаевиче...
Студии мальчиков «АЛТАЙ» — 10 лет
Поздравляем коллектив учащихся и преподавателей Алтайской студии мальчиков «АЛТАЙ» и её художественного руководителя заслуженного артиста Республики Алтай Владимира Егоровича Кончева с 10-летним юбилеем студии!
Желаем коллективу здоровья, бодрости и осуществления всех творческих замыслов. Пусть крепнут дружеские связи между Музеями Н.К. Рериха в Новосибирске и на Алтае и лучшим молодёжным коллективом Республики Алтай — на благо и процветание Культуры!
О ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ
В Музее Н.К. Рериха День Победы торжественно отмечался дважды — 9 и 13 мая. Подготовленный совместно с администрацией Центрального района города Новосибирска, праздник получился необычным и проникновенным благодаря присутствию приглашённых ветеранов войны.
Нелегко досталась Великая Победа. Огромный вклад в неё внесли сибиряки. С первых дней войны тысячи добровольцев вступили в ряды Красной Армии. Был сформирован Сибирский корпус, прошедший с боями десятки тысяч километров, проявляя необыкновенную стойкость, храбрость и отвагу.
Музыка, способная изменить мир к лучшему
Наталия Дмитриевна Спирина говорила, что в будущем, когда композиторы проникнутся Живой Этикой, тогда и музыка будет особая, духовная. И хотя мы находимся только в самом начале пути осмысления музыки Бориса Николаевича, мы можем утверждать, что она и есть такое особенное явление.
Предлагаем вашему вниманию интервью с пианистом и композитором И.К. Дмитриевым и солисткой Новосибирского театра оперы и балета О.И. Колобовой — исполнителями музыкальных миниатюр Б.Н. Абрамова.
«Я ВХОЖУ В МИР ИСКУССТВА...»
Эти слова уже целое десятилетие являются девизом для мальчишек, которые учатся в Алтайской студии «Алтай». Первые шаги в Мир искусства... Как важно, чтобы их сделал каждый ребёнок, каждый человек. Именно эти первые шаги открывают дорогу в жизнь — настоящую, наполненную творчеством и высоким смыслом; в жизнь, которая неотделима от судьбы своего народа.
О юбилейном концерте, посвящённом 10-летию образования студии, состоявшемся 9 февраля в Национальном драматическом театре Горно-Алтайска.
Музыкальный лекторий в Музее Н.К. Рериха
Уже несколько лет в Музее Н.К. Рериха проходят встречи музыкального лектория «Выдающиеся имена мировой музыкальной культуры», которые ведёт известный музыкант Эльвира Полонская. В концертах также принимают участие Анатолий Полонский, Ольга Колобова (солистка НГАТОиБ) и другие музыканты города.
ДЕНЬ КУЛЬТУРЫ В МУЗЕЕ Н.К.РЕРИХА
9 октября 2010 года — в день рождения Николая Константиновича Рериха, один из самых больших праздников, которые отмечаются в музеях, носящих его имя, культурное сообщество планеты объединяется в глубоком уважении и благодарности к великому Водителю Культуры.