Первая встреча музыковедческой секции под названием «Я помню вальса звук прелестный» была посвящена памяти Н.Д.Спириной. Екатеринбургский музыковед В.Ф.Светлова рассказала слушателям историю старинного русского романса, а самарский вокальный дуэт «Гармония» (Лина Мерникова и Ольга Сафранова) передали его очарование залу.
О предстоящих концертах узнавайте на страничке афиши.
В последние годы встречи музыкального лектория проходят под руководством Эльвиры Полонской.
Частые гости концертного зала Музея:
Все музыканты отмечают великолепную акустику зала – и, конечно же, самую дружелюбную аудиторию.
“Всегда борьба. Всегда победа. Иначе плен. Иначе смерть. И до’лжно трудности и беды Своим огнём преодолеть”.
Тема её — история старинного русского романса — была выбрана не случайно. В последние месяцы своей жизни Наталия Дмитриевна любила слушать именно вокальную музыку, и не только в исполнении признанных артистов, — она часто просила дежуривших около неё сотрудников напевать любимые ею романсы или песни. «И Наталию Дмитриевну не смущало то, что мы не обладали вокальными возможностями, — рассказывает Валентина Феодосьевна, — для неё главным было исполнение от сердца к сердцу, а именно романс и обладает таким качеством особой задушевности. Некоторые произведения Наталия Дмитриевна просила петь по нескольку раз подряд, и бывало, что в её глазах мы видели слёзы, ведь свойство романса — затрагивать самые тонкие струны души».
«Сознание красоты спасёт». Поведут эту изначальную песнь поэты и художники. Загремит она на струнах и хорах. И дольётся песнь до народных скрынь, где захоронено много Красоты и Подвига. Без красоты жизни не одолеть тьму.
Через Красоту, Поэзию идёт создание Культуры.
Николая Константиновича Рериха весенняя сказка Островского – Римского-Корсакова пленила ещё в юные годы и, по признанию самого художника, была ему очень близка. Здесь его могло привлечь многое — и неповторимая прелесть образов, и отражённое в сказке миросозерцание древних славян, и общий радостно-солнечный колорит. Но главное, как писал Николай Константинович, «Снегурочка» показала «часть подлинной России в её красоте». Четырежды — в 1908, 1912, 1919, 1921 годах — обращался Рерих к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцены. На темы полюбившейся сказки им были написаны также отдельные картины, а на страницах дневников и очерков художника мы не раз встретим глубокие размышления, вызванные образами «Снегурочки».
В жизни и творчестве Рериха музыка Римского-Корсакова занимает очень важное место; достаточно сказать, что оперы Римского-Корсакова составили почти половину всех оформленных художником постановок. Какие же «легенды о русской жизни», воплотившиеся в музыке любимого композитора, были близки Николаю Константиновичу? Одним из первых произведений, взволновавших воображение молодого художника, была симфоническая картина «Садко». Под впечатлением этой музыки Рерих пишет картину «Садко у морского царя» (1895). Впоследствии Николай Константинович вновь обращается к этому образу: Садко становится одним из героев декоративного панно «Богатырский фриз» (1909). А затем настаёт черёд театральных работ к опере Римского-Корсакова...