В этот день после поисков дома Далай-ламы мы посетили старый буддийский монастырь Гхум, который был основан в 1850 г. Этот монастырь был интересен для нас тем, что в нем побывала Е.П. Блаватская.
Она писала к знакомому князю 1 октября 1882 года: «…Как видите, мой дорогой князь, сейчас я наслаждаюсь одиночеством в тиши Гхума. Что такое Гхум? Это гора в Сиккиме, а на ней — монастырь, где останавливаются ламы по дороге в Тибет. Отсюда три остановки до Тибета и 23 мили до Дарджилинга (Дарджилинг — британская территория)».
Е.П. Блаватская отметила в письме, что монастырь Гхум находится на высоте 13000 футов. Это место до сих пор остается уединенным относительно других монастырей. Безусловно, Рерихи знали о том, что Елена Петровна была в этом монастыре, и посещали Гхум. Николай Константинович, принимал активное участие в строительстве буддийского храма Дацана в Санкт-Петербурге, и ему должно было быть это интересно как художнику и как человеку разносторонних интересов.
Уже вечером этого дня мы посетили придорожный храм Шивы, где была встреча Великих Учителей с Рерихами.
Махатмы в этом храме передали послание в Москву: письмо для русского правительства и ларец с землей. С большой радостью и душевным трепетом мы присутствовали на этом месте. Рядом с храмом находится святой источник, из которого местные жители берут воду.
Нам тоже захотелось набрать воды. На следующий день, 10 февраля, мы вновь побывали возле храма Шивы и набрали воду из святого источника.
Несколько часов спустя мы уже были в Калимпонге. Место это очень живописное, там теплее, чем в Дарджилинге.
Е.И. пишет из Крукети: «Здесь мне душно. Мне нужна большая высота. Здесь только 4500 футов, а Дарджилинг – 6500 футов высоты»6. Расположились мы в Гималайском отеле, там же, где Е.И. и Ю.Н. Рерихи жили до Крукети. Вокруг отеля разведен прекрасный сад с великолепными цветами. Нас ждал сюрприз в номерах отеля – репродукции Н.К. Рериха. Они были также и в коридоре. Постоянно думая о Рерихах, мы восприняли это как знамение, что у нас все сложится удачно.
Рерихи жили в Калимпонге с февраля 1949г. по 1955г. В своем письме Е.И.Рерих пишет: «В наших планах произошло некоторое изменение. (...) Нам Указано направиться в Сикким, в Калимпонг, в направлении прекрасной Канченджанги. Юрий очень радуется, ибо он может с пользою поработать там над своими книгами и усовершенствовать свое знание языков»7. И в следующем письме мы читаем: «…мы добрались до Калинпонга без всяких затруднений. (…) Добрались до Гималайского отеля. (…) С нашего балкона видна Канченджанга и прилегающая Тибетская гряда. Вид не так грандиозен, как из нашего Потонга в Дарджилинге, ибо передние холмы слишком близки и закрывают часть гор, видны лишь самые вершины – но все же снежная гряда прекрасна»8.
Вид с нашего балкона тоже был замечательный, и ветки цветущего дерева спускались прямо на него, правда, мы не знаем точно, в каком из номеров проживали Рерихи. Гималайский отель приравнивают к уровню пятизвездного отеля. Поэтому проживание там дорогое - и сейчас, и во время пребывания там Рерихов. Мы жили там всего четыре дня и рассчитывали пробыть в Калимпонге в период юбилейного празднования 130-летия Елены Ивановны.