Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Там, где культура, там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем.
Рерих Н.К. «Знамя Мира. Конференция в Бельгии»

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Памятные даты
Новости

16 августа — день рождения Ю.Н. Рериха 16 августа — день рождения Ю.Н. Рериха

16 августа — день рождения Юрия Николаевича Рериха (1902 – 1960), учёного-востоковеда, путешественника, общественного деятеля.

  «...НА СТРЕМИТЕЛЬНОМ ВЗЛЁТЕ ВОЛНЫ»*

Семья Рерихов явила нам пример того, как надо идти по жизни, озаряя «этот тернистый путь светом своей мудрости и знания и направляя его к звёздам».
Эта статья расскажет о творческом пути старшего сына Рерихов — Юрия Николаевича. По словам его матери, Елены Ивановны, он был человеком многих дарований. Она писала: «...разносторонность в знаниях сына при большой даровитости — совершенно исключительное явление, и здесь [в Индии] его очень оценили… Но никто ещё не мог оценить всего размаха его знания, хотя и приходится слышать, что Юрий Николаевич не знает ещё сам, какую мощь даёт ему знание!»
Николай Константинович прозорливо усмотрел в старшем сыне будущего учёного-востоковеда и начал готовить его к этой деятельности.
                                                                         Путь к заветной мечте
К 17 годам Ю.Н. Рерих уже знает латинский, греческий, многие европейские языки. Свободное владение ими открыло ему доступ к европейской востоковедческой литературе.
В Англии, в Школе восточных языков индоиранского отделения Лондонского университета, он изучает персидский язык и санскрит (1919 – 1920). Его успехи были столь значительны, что директор школы, британский востоковед Денисон Росс, продолжал интересоваться учёбой талантливого юноши и после перевода Юрия в Гарвард, в Америку, куда он вместе с родителями переезжает в 1920 году и продолжает учёбу в университете на отделении индийской филологии.
Гарвардский университет Ю.Н. Рерих окончил в 1922 году со степенью бакалавра индийской филологии. Своё образование он завершает в Парижском университете, Сорбонне (1922 – 1923), получив учёную степень магистра индийской словесности. К 21 году Ю.Н. Рерих был уже прекрасно подготовленным учёным-востоковедом, которому не хватало лишь широкого поля деятельности. Экспедиция в Азию, задуманная Н.К. Рерихом ещё в 1913 году, сложилась ко времени завершения образования Юрия Николаевича во Франции, откуда осенью 1923 года вся семья отправилась в Индию.
                                                                     Центрально-Азиатская экспедиция
Экспедиция началась в Сиккиме, где Рерихи пробыли более года, знакомясь в монастырях с древним буддийским искусством. Была собрана богатейшая коллекция танок — тибетских икон. Итогом их изучения стала монография Юрия Николаевича «Тибетская живопись». Данный труд является одним из наиболее значительных по буддийской иконографии.
Среди напряжённой полевой работы Ю.Н. Рерих вёл дневник, который лёг в основу его книги «По тропам Срединной Азии». Длительное пребывание экспедиции среди тибетских племён дало Юрию Николаевичу возможность стать единственным в мире специалистом по тибетским диалектам. Именно знание тибетского и монгольского, а также древних восточных языков, таких как санскрит, пали и другие, позволило ему понять искусство и мировоззрение народов, жизнь которых он изучал.
Ю.Н. Рериху были особенно интересны сказания о Гесэр-хане — герое монголо-тибетского эпоса. Благодаря знанию местных языков и наречий Юрию Николаевичу удалось записать различные версии «Гесэриады» непосредственно от сказителей.
По завершении Центрально-Азиатской экспедиции (1928) исторические, археологические, этнографические и другие находки Рерихов исчислялись тысячами. Обширные научные материалы требовали систематизации и обработки. Вскоре родилась идея создания для этой цели научно-исследовательской станции.
                                                                                 Город Знания
24 июля 1928 г. Рерихи основывают в Дарджилинге [Восточные Гималаи, Индия] Институт Гималайских исследований «Урусвати», который в декабре этого же года был перебазирован в долину Кулу [Западные Гималаи, Индия]. Его почётным президентом-основателем стала Елена Ивановна Рерих. Для осуществления таких грандиозных планов требовался не только талантливый организатор, но прежде всего учёный с именем, известным в научных кругах. Им стал Юрий Николаевич Рерих. В ту пору ему было 26 лет, и для него начался новый период деятельности.
Научная деятельность Института продолжалась с 1930 по 1942 год. В очень короткий срок были собраны богатейшие ботаническая и зоологическая коллекции. Одной из задач Института «Урусвати» было проведение научных исследований в области местной фармакопеи.
Большое значение придавалось археологии. Было запланировано и изучение космических лучей, «дающих человечеству новые ценнейшие энергии».
Деятельность Ю.Н. Рериха в Институте «Урусвати» не ограничивалась организаторскими функциями. Его исследования в области тибетологии и буддологии, монголоведения и индологии, результаты филологических, историко-культурных и археологических изысканий уже в 1930-е годы прочно утвердили его имя в ряду выдающихся востоковедов.
Очень значительными оказались исследования Ю.Н. Рериха по тибетологии. На основе собранных им лингвистических материалов он работает над фундаментальным тибетско-английским словарём с санскритскими эквивалентами важных буддийских терминов, включая также слова, заимствованные из китайского, монгольского, хинди, урду, персидского и других языков.
Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями (в 11 томах) будет выпущен Институтом востоковедения АН СССР уже после ухода из жизни его автора, в 1980 – 1990-е годы.
Среди трудов Ю.Н. Рериха особое место занимают работы по истории Тибета. Его перевод фундаментального трактата тибетского учёного XV века Гой-лоцзавы Шоннупэла «Голубые Анналы» («Синяя Летопись») по истории средневекового Тибета (из 15 книг) и комментарии к нему стали значительным вкладом в историческую литературу.
События Второй мировой войны приостановили деятельность Института, так как все международные связи были нарушены, однако научная работа Ю.Н. Рериха продолжалась.
                                                                                   На Родине
В августе 1957 года, при содействии Н.С. Хрущёва, Ю.Н. Рерих смог осуществить желание родителей — вернуться на Родину.
Местом работы Ю.Н. Рериха в Москве стал Институт востоковедения Академии наук СССР, где ему пришлось столкнуться с жёстким аппаратом чиновников, но, несмотря на препятствия и неимоверные трудности, за два с половиной года он сумел сделать то, на что у других ушла бы целая жизнь.
Вот что писал он Святославу Рериху о своей работе: «Дела мои развиваются. Вывешен приказ о назначении заведующим сектора философии и истории религий (Индии). Присудили степень доктора филологических наук. Кроме того, открывается сектор в Институте Китаеведения и приглашают "по совместительству" туда. Затем Ленинградский университет (периодически), Институт в Улан-Удэ... и Монголия. Как всё это совместится, ещё не знаю, но размах есть. В Ленинграде встреча была очень тёплая, а выступление в Географическом обществе окончилось ovation [аплодисментами]. ...Для "Большой Советской Энциклопедии" написал статью о буддизме».
«Много отчётных собраний по Академии Наук. Три раза в неделю читаю лекции, кроме того, много организационной работы».
Особой заботой Ю.Н. Рерих окружил молодых аспирантов, которым преподавал тибетский и санскрит.
Юрий Николаевич возобновил знаменитую серию «Библиотека Буддика», основанную академиком С.Ф. Ольденбургом в 1897 году. Был научным редактором книг, среди которых сборник древних изречений Будды — «Дхаммапада», переведённый с пали В.Н. Топоровым.
«...Задача, с которой Юрий Николаевич приехал на Родину, была гораздо шире чисто научной сферы и заключалась в том, чтобы дать импульс к формированию нового сознания у соотечественников, подвести их к тем новым идеям и путям, которые он почерпнул в источнике великой восточной мудрости. И эту задачу он выполнил через возвращение Родине принадлежащего ей всего духовного богатства семьи Рерихов: картин, книг, — и тем самым заложил фундамент будущих достижений». Эту работу он вёл параллельно с научной: организовывал выставки картин отца, добивался публикации его трудов, проводил лекции о его творчестве.
Первая выставка открылась в Москве 12 апреля 1958 года. «Грандиозный успех, — сообщал Юрий Николаевич Святославу Рериху. — Ежедневно тысяч пять посетителей...».
11 мая 1960 года в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась персональная выставка Святослава Рериха, в организации которой участвовал Юрий Рерих. А 21 мая он ушёл с земного плана, ушёл неожиданно для всех. По словам П.Ф. Беликова, «жизнь Юрия Николаевича не знала спадов, и покинул он её на стремительном взлёте волны».
Нирмал Сингх, директор Института тибетологии в Гангтоке, говорил, что Ю.Н. Рерих не знал границ в области познания, но он «как человек был даже ещё более велик, чем Юрий Николаевич Рерих как учёный».
«Эрудиция Юрия Николаевича была настолько глубокой, всеохватывающей, что рядом с ним никого нельзя было поставить, — вспоминает его ученица В.С. Дылыкова-Парфионович. — Я даже не могу найти слов... чтобы выразить, какое впечатление производил Юрий Николаевич на всех окружающих своими познаниями. При всём том ему были свойственны необычайная скромность, отсутствие каких-либо амбиций, чувства превосходства. Он щедро и благожелательно отдавал всем сокровища своего ума и знаний и делал это как-то очень естественно, без намёка на какое-либо менторство».
Те, кому посчастливилось сотрудничать с Юрием Николаевичем или быть его учеником, отмечали многогранность его облика, который трудно было охватить целиком. «Среди многих сеятелей Он знал, что Поле и Познающий Поле — Едины. И Его посев был шире широкого».
  *Автор статьи Н.Ф. Василькова (текст дан в сокращении).


 Список использованной литературы:

1. Беликов П.Ф. Непрерывное восхождение. Т. 1. М., 2001.
2. Дылыкова В.С. Воспоминания о Ю.Н. Рерихе. М., 2002.
3. Рерих Е.И. Письма. Т. 1, 8, 9. М., 1999, 2008, 2009.
4. Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. М., 1999.
5. Рерих С.Н. Письма. Т. 2. М., 2005.
6. Рерих Ю.Н. Письма. Т. 1, 2. М., 2002.
7. Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия: Статьи, лекции, переводы. Самара, 1999.
8. Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 4. Новосибирск, 2011.
9. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Вып. 1 – 11. М., 1983 – 1993.


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

12 августа - день рождения Елены Петровны Блаватской 12 августа - день рождения Елены Петровны Блаватской


Есть люди, которые приходят в мир с ярко выраженной миссией. Эта миссия, служение Общему Благу, делает их жизнь мученичеством и подвигом, но благодаря им ускоряется эволюция человечества. Такой была миссия Елены Петровны Блаватской.
Прошло 133 года с тех пор, когда в один из майских дней перестало биться сердце нашей великой соотечественницы. И только теперь мы начинаем осмысливать её жизнь, которую можно назвать подвигом.
Е.П. Блаватская родилась 12 августа 1831 г. на Украине, в Екатеринославе (ныне Днепр), в аристократической семье. Бабушка по материнской линии, княжна Елена Павловна Долгорукая (в замужестве Фадеева), принадлежала к одному из самых древних русских родов, восходящих к Рюрику.
Мать Блаватской Елена Андреевна Ган была талантливой писательницей, её даже называли «русской Жорж-Занд». Она ушла из жизни рано, не достигнув 25 лет, оставив двух малолетних дочерей.
Походная жизнь отца Елены Петровны, офицера-артиллериста, лишала его возможности самому воспитывать дочерей, и воспитание их взяла на себя бабушка Е.П. Фадеева. Она была доброй и прекрасно образованной женщиной, владела в совершенстве пятью иностранными языками, углублённо занималась естественными науками, замечательно рисовала.
Светлое детство Елены Петровны прошло в кругу любящих и умных людей, в раннем детстве — в общении с природой на Украине, а затем — в средней полосе России и на Кавказе.
Блаватская с детства имела Высокого Покровителя, который являлся ей в сновидениях, в моменты опасности для жизни появлялась незримая помощь. Она предчувствовала своё предназначение и понимала, что узнать о сущности его сможет при встрече со своим Покровителем.
В 17 лет начинаются её странствия по разным странам и городам.
Первая встреча Е.П. Блаватской с Великим Учителем состоялась в Лондоне в 1851 году. Вся дальнейшая её жизнь — это непрерывное сотрудничество с Учителем с целью сдвига сознания людей посредством передачи им сокровенных знаний Востока, необходимость которых слагалась всеми особенностями данной эпохи.
Скептические западные умы с большим трудом воспринимают существование в малодоступных областях Гималаев Братства Учителей Мудрости (Махатм), помогающих человечеству, но на Востоке к этому отношение иное. В 1886 г., подтверждая публикации Блаватской о Махатмах, семьдесят пандитов (учёных, знатоков древних религиозных учений Индии) подписали заявление, в котором подтверждали Их существование.
Последний период жизни Е.П. Блаватской, который она, начиная с 1873 года, провела последовательно в Америке (1873 – 1878), Индии (1878 – 1884) и Европе (1884 – 1891), был настолько известен, что его можно проследить день за днём во всех подробностях.
В 1875 году в Нью-Йорке Блаватской было основано Теософское общество, председателем его стал полковник Г. Олькотт — преданный сотрудник Елены Петровны, а сама она заняла скромную должность «секретаря для связи с корреспондентами».
Были определены цели Теософского общества: 1. Создание ядра всеобщего братства человечества без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи. 2. Изучение древних и современных религий, философий и наук и объяснение необходимости такого изучения. 3. Исследование необъяснённых законов природы и психических сил, скрытых в человеке.
В Америке Елена Петровна создаёт своё первое произведение — «Разоблачённая Изида» в 2 частях. В нём около 1500 страниц. Начата книга в 1876 году, издана — в 1877-м. 
Знания, даваемые человечеству Великими Учителями через Е.П. Блаватскую в «Разоблачённой Изиде», а затем и в продолжающей её «Тайной Доктрине», — это Откровение о Великом Созидающем Начале Космоса, о вечности и периодичности Бытия, об основных Космических Законах, которыми живёт Вселенная.
Изида символизирует собой Природу, Материю, Матерь Мира. Частичное приподнятие покрова (разоблачение Изиды), который нас отделяет от её сокровенных тайн, это часть тех знаний, которые были даны человечеству для ускорения его продвижения по пути эволюции.
«Тайная Доктрина» — труд в 2 томах — создавался с 1884 по 1891 год. В первом томе повествуется о происхождении миров, излагается, как развивался наш земной шар и его низшие царства до появления на нём человеческой формы; во втором — об эволюции человека. Первый и второй том были переведены с английского языка на русский Е.И. Рерих.
Елена Ивановна пишет, что своим недоверием и преследованиями люди убили Е.П. Блаватскую и не дали ей возможности завершить свою миссию — «она не смогла написать третий том…» «Третий том "Тайной Доктрины", как он собран Безант, является сборником статей, оставшихся после Блаватской, неопубликованных и даже не просмотренных ею окончательно».
Пробыв в Америке пять с половиной лет, Блаватская приехала в Индию и основала в Адьяре Теософское общество, которое во многом способствовало возрождению буддизма и индуизма в этой стране. Теософское движение оказало индусам великую услугу, возвращая им их же духовные ценности.
Влажный климат Индии оказался вредным для здоровья Елены Петровны, и в 1884 г. ей пришлось окончательно переехать в Европу.
По приезде в Европу Блаватская избрала местом жительства тихий Вюрцбург, потом Остенде, а с 1888 до 1891 год она жила в Лондоне. Жизнь её после отъезда из Индии полностью была посвящена работе над «Тайной Доктриной», которую она считала делом своей жизни.
Пять лет жизни, последовавших за этим, были цепью физических страданий, мученичеством, но несмотря на это работала она по 12 часов в сутки, не давая себе отдыха среди дня. А по вечерам была окружена посетителями, среди которых были ученые, писатели, репортёры и простые люди.
Многие учёные и деятели искусства проявляли интерес к «Тайной Доктрине». Так, на рабочем столе А. Эйнштейна всегда лежала эта книга. Выдающийся композитор А. Скрябин утверждал, что идеи Блаватской помогали ему в его творчестве.
«Факелы клеветы» очень ярко освещали путь Е.П. Блаватской — клеветники и невежды-биографы, фальсифицированные судебные процессы, подделка личных писем, предательство облагодетельствованных ею людей — всё пришлось перенести этой мученице за Свет и Истину.
8 мая 1891 года Е.П. Блаватская ушла из земной жизни, сидя за рабочим столом, — как истинный воин Духа, каким она была всю жизнь.
Е.И. Рерих писала: «Подвиг её был велик. Одинокая, всеми преследуемая, всеми и во всём подозреваемая, без средств, без знания языка прибыла она в Америку, чтобы явить миру прекраснейшее Сокровенное Учение, дать впервые религиозно-философский синтез всех веков и народов, создать международный Братский Союз, дать величайшее счастье знания о существовании Великих Хранителей и Водителей нашего человечества и пути к Ним. Кто не преклонится перед нею, принявшей на себя такой подвиг среди бездны невежественных отрицаний, подозрений и гонений? Истинно, она была мученицей за уявленное ею новое спасение человечеству в эпоху удушающего и разлагающего материализма. Но это мученичество сплело ей новый прекрасный ВЕНЕЦ. Пошлём ей наше восхищение, нашу признательность и нашу любовь».

Текст составлен на основе Учения Живой Этики, писем Е.И. Рерих, выступлений Н.Д. Спириной, биографического очерка Е.Ф. Писаревой «Елена Петровна Блаватская», книги С. Крэнстон «Е.П. Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения».


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

2 августа — день рождения Б.Н. Абрамова 2 августа — день рождения Б.Н. Абрамова

Б.Н. Абрамов родился 2 августа 1897 г. в Нижнем Новгороде, в семье военного, потомственного дворянина Н.Н. Абрамова. C отличием окончил Нижегородский дворянский Александровский институт, поступил на юридический факультет Московского университета, но был вынужден оставить его в связи с семейными обстоятельствами. Прошёл курс обучения в Кронштадтском военно-морском училище.
В годы Гражданской войны Б.Н. Абрамов эмигрировал в Китай. Жил в Харбине, работал в химической лаборатории, в организациях Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), секретарём и заведующим студенческим клубом в Христианском союзе молодых людей, преподавал русский язык в Харбинском политехническом институте. Б.Н. Абрамов интересовался духовными вопросами и глубоко изучал философские учения Востока. 


В 1934 году в Харбин с научной экспедицией прибыл Николай Константинович Рерих. Встреча с великим художником и мыслителем определила всю дальнейшую судьбу Б.Н. Абрамова. Николай Константинович Рерих стал для него духовным наставником. Так долгие поиски смысла жизни привели Бориса Николаевича к Учителю и Учению Живой Этики.
После отъезда Н.К. Рериха в Индию Б.Н. Абрамов продолжает общение с ним и его женой Еленой Ивановной через переписку.
Всю жизнь Б.Н. Абрамов ведёт напряжённую работу по изучению Живой Этики, самосовершенствованию и передаче накопленных знаний ученикам.
С 1940-х годов Борис Николаевич стал воспринимать приходящие из пространства мысли и записывать их. Е.И. Рерих указала на Высокий Источник этих сообщений. До конца своих дней Борис Николаевич вёл Записи, которые спустя несколько десятилетий стали известны читателям как «Грани Агни Йоги».
В 1959 году, выполняя указание Рерихов, Б.Н. Абрамов возвращается на Родину. Он провозит через границу книги Учения, свои Записи, переписку с Рерихами. Последние годы жизни Бориса Николаевича прошли в городе Венёве Тульской области, где его посещали друзья и ученики, приезжавшие из других городов России.
5 сентября 1972 года Б.Н. Абрамов ушёл из жизни.
Борис Николаевич был человеком высочайшей культуры и не только любил и хорошо знал литературу, музыку, живопись, но и сам писал стихи и рассказы, рисовал, сочинял музыку.
В его рассказах, увлекательных и необычных, раскрываются мудрые и справедливые законы жизни. Музыкальные произведения и акварельные работы Б.Н. Абрамова отличаются особой тонкостью и самобытностью.
Поэзия Бориса Николаевича, как и всё его творчество, поднимает сознание над земной обыденностью и устремляет в бесконечные Обители Красоты. «Возвышенность, необъятность и особая красота изложения отличают его стихи от всех других поэтических произведений, известных нам» (Н.Д. Спирина).
Творчество Б.Н. Абрамова наполнено стремлением передать красоту и одухотворённость окружающего нас мира, помогает понять подлинные ценности бытия.


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

Читать статьи журнала "Восход" по теме:  ЛАМПАДА ПУСТЫНИ

АВГУСТ 2024
2 августа – день рождения Бориса Николаевича Абрамова (1897–1972).
12 августа – день рождения Елены Петровны Блаватской (1831–1891).
16 августа – день рождения Юрия Николаевича Рериха (1902–1960).


1 августа – день рождения преп. Серафима Саровского (1754 (1759) – 1833).
2 августа – день рождения Бориса Николаевича Абрамова (1897–1972).
12 августа – день рождения Елены Петровны Блаватской (1831–1891).
16 августа – день рождения Юрия Николаевича Рериха (1902–1960).


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

ИЮЛЬ 2024

17 июля – день памяти Андрея Рублёва (1360/1370 – 1430)русского иконописца, духовного ученика Преподобного Сергия Радонежского.
18 июля – День Преподобного Сергия Радонежского (1314 – 1392) (обретение мощей), великого Подвижника, "Воеводы Земли Русской", Покровителя России.
29 июля 
– день рождения П.Ф. Беликова (1911 – 1982), крупнейшего рериховеда, биографа семьи Рерихов.


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

12 июня — День России

12 июня наша страна отмечает государственный праздник — День России. С 1990 года он назывался Днём независимости, после принятия I Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете РСФСР.
С 1998 года праздник стал официально именоваться «Днём России».

                                                                                              ***

Горячим патриотом своей Родины был известный художник и мыслитель Н.К. Рерих. Где бы он ни находился, Россия всегда жила в его сердце, мыслях, в творчестве и во всех его делах.
В 1937 году, в Гималаях, Рерих пишет проникновенные слова о Родине, устремляющие в будущее и направляющие на созидательный труд:
«Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах мы будем оборонять. Не найдётся такое жестокое сердце, чтобы сказать: не мысли о Родине. И не только в праздничный день, но в каждодневных трудах мы приложим мысль ко всему, что творим о Родине, о её счастье, о её преуспеянии всенародном. Через всё и поверх всего найдём строительные мысли, которые не в человеческих сроках, не в самости, но в истинном самосознании скажут миру: мы знаем нашу Родину, мы служим ей и положим силы наши оборонить её на всех её путях.
Не устанем твердить об обороне всех сокровищ всенародных.
Пусть в обновлённой кузнице мужественно куётся меч обороны и плуг труда!»
«Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша — полный, целебный родник. (…) Русь верит и ждёт».

«Чаша неотпитая»


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

ИЮНЬ 2024

12 июня – День России.
22 июня – День памяти и скорби (22.06.1941 – начало Великой Отечественной войны).

 1 июня – Международный день защиты детей.
12 июня – День России.
22 июня – День памяти и скорби (22.06.1941 – начало Великой Отечественной войны).


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

22 мая — "Никола Вешний" (день св. Николая Чудотворца) 22 мая — "Никола Вешний" (день св. Николая Чудотворца)

Если бы собрать все сказы про Николу, начиная с первого его выявления как скорого помощника и заступника всех, в своих нуждах и бедах к нему обращающихся, получилось бы немало томов удивительных и умилительных рассказов о его чудесах. Но самым главным чудом для нас является неиссякаемый источник его любви и сострадания, его безотказная отзывчивость на призывы, устремлённые к нему со всех концов света. Этот вселенский святой откликается на зов каждого, независимо от его вероисповедания. Но ближе всех он русскому народу; здесь он свой; и храмы в его честь воздвигнуты на Руси во множестве. Предельно кратко выражено это отношение к Николе Милостивому в диалоге двух простых мужичков, приведённом у Ремизова: «А що буде, як Бог помре?» «А Микола святый на що?» — Здесь выражена непоколебимая убеждённость, что даже в таком невообразимом случае, как «Бог помре», Никола всё равно останется и не оставит.

Читая Житие и деяния святителя Николая, поражаешься невероятному многообразию оказываемой им помощи. В самых различных бедах, напастях, гибельных ситуациях и смертях проявлялась великая духовная мощь, мощь любви в её божественной сущности, преодолевающая физические законы естества.

Святой Николай был предназначен Свыше для этого подвига, и когда однажды он захотел уединиться в монастыре и подвизаться там в молитве и безмолвии, глас Божий повелел ему идти в мир «на служение людям для их спасения». И, совершая подвиги милосердия, он при этом так избегал человеческой славы, что старался где только возможно «утаить себя даже и от того, кому благодетельствовал».

Старинное Житие святителя Николая заканчивается такими словами: «Много великих и преславных чудес сотворил на земле и на море великий сей угодник. Он помогал сущим в бедах, спасал от потопления и выносил на сушу из глубины морской, освобождал из плена и приносил освобождённых домой, избавлял от уз и темницы, защищал от посечения мечом, освобождал от смерти и подавал многим многие исцеления, слепым — прозрение, хромым — хождение, глухим — слух, немым — дар слова. Он обогатил многих, бедствующих в убожестве и крайней нищете, подавал голодным пищу и всем являлся во всякой нужде готовым помощником, тёплым заступником и скорым предстателем и защитником. И ныне он также помогает призывающим его и избавляет их от бед. Чудес его исчислить невозможно точно так же, как невозможно и описать все их подробно. Сего великого чудотворца знает и восток и запад, и во всех концах земли известны его чудотворения».

Н.Д. Спирина

Фрагмент радиопередачи 19 декабря 1993 года

Мы молимся Пречудному Николе,
Заступнику на суше и на море,
Великому вселенскому Святому,
Любимому и самому родному,
Который нас в беде не оставляет
И в горе неизменно утешает,
Чтоб мы не забывали никогда —
КТО любит нас и с КЕМ легка беда

Н.Д. Спирина


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

21 мая — день памяти Юрия Николаевича Рериха 21 мая — день памяти Юрия Николаевича Рериха

Юрий Николаевич Рерих – выдающийся русский востоковед, лингвист, филолог, искусствовед, этнограф, путешественник – внёс огромный вклад в мировую тибетологию, индологию и монголоведение. 
Он в совершенстве владел более чем 30 европейскими и азиатскими языками и диалектами, блестяще знал культуру Востока, его религию и философию. 
Юрий Николаевич родился 16 августа 1902 года в селе Окуловка Новгородской губернии. Его детские и отроческие годы прошли в Петербурге. 
Уже в гимназические годы он интересуется Востоком и с 15 лет занимается египтологией с известным учёным-египтологом Б.А. Тураевым, а также – монгольским языком и историей монголов с А.Д. Рудневым.
После окончания гимназии Карла Мая Юрий Рерих учится на индоиранском отделении Школы восточных языков при Лондонском университете, затем — на отделении индийской филологии Гарвардского университета в США. Завершает образование в 1923 г. в Париже в Школе восточных языков при Сорбонне – известном центре европейского востоковедения, – где получает звание магистра индийской филологии.
В 1923 – 1928 гг. принимает деятельное участие в Центрально-Азиатской экспедиции, организованной его отцом Николаем Константиновичем Рерихом. 
С 1928 г. и до начала второй мировой войны Юрий Николаевич является директором Гималайского Института научных исследований “Урусвати”, работа которого была направлена на комплексное изучение Востока и формирование науки будущего.
Работая в Западных Гималаях, учёный поддерживал живые научные контакты с крупнейшими востоковедами мира. Он редактировал ежегодник «Урусвати», создал фундаментальный научный труд «История Средней Азии», написал ряд монографий по тибетской филологии. Одно из самых значительных научных достижений этого периода – это перевод и комментарии к важнейшему сочинению по истории Тибета «Голубые анналы» («Синяя летопись»), созданному в XV веке.
Осенью 1957 года Ю.Н. Рерих возвращается на Родину и возглавляет сектор истории философии и религии Индии в Институте востоковедения АН СССР в Москве. Именно ему принадлежит неоценимая заслуга возвращения Родине творческого наследия Н.К. Рериха – великого русского художника, мыслителя и общественного деятеля.
Юрий Николаевич окончил свой земной путь в Москве 21 мая 1960 года. Его именем названа одна из вершин Алтая в отроге Катунского хребта вблизи священной горы Белухи – между пиками Н.К.Рериха и Урусвати.
«Юрий Николаевич — это образ истинного, вдохновенного учёного-мыслителя, человека исключительной духовной гармонии. Он прекрасно понимал, что высшее достижение человека лежит в самоусовершенствовании личности, что только постоянно работая над собой и развивая в себе качества, присущие человеку, стремящемуся к более совершенной жизни, он мог всесторонне обогатить свою специальность и поднять её над уровнем повседневности. (...) Истинно светлый образ, всегда отзывчивый, добрый, заботливый и в то же время мужественный и сильный, исключительной чистоты и честности. (...) Редко бывает, когда человек с самых ранних лет своей жизни уже знал бы свой дальнейший путь. Путь, который развивался и углублялся на протяжении всей жизни»1.
«Любимыми книгами Юрия, когда ему было года два, полтора, были каталоги музеев и выставок»2.
«...Юрий, который начал самоучиться читать и писать в самых ранних годах, написал свою первую поэму, которая начиналась: ''Наконец я народился''. А затем рассказывалось о каком-то путешествии на верблюдах. Тогда все мы читали такие записи с любопытством, думая, откуда у четырёхлетнего, если не трёхлетнего, малыша непременно верблюды; а ведь теперь никто не сказал бы, что такое воображаемое путешествие на верблюдах не было бы ко времени»3.
«История, философия, археология — как-то сразу захватили Юрия Николаевича. Восток, и в особенности Средняя Азия, стали для него особой, заветной мечтой. С самых юных лет он интересовался Египтом, Вавилоном и Ближним Востоком, но уже в 15 лет увлёкся Индией, а в 17 лет он начал свои занятия персидским и санскритским языками в Лондоне в Институте Восточных знаний. ...К тому времени он уже знает латинский, греческий и многие европейские языки»4.
«Как нужен Юрий — индолог, санскритист, тибетолог и монголист, не только глубоко изучивший источники, но и владеющий языками — небывалое соединение, так нужное при возросшем значении Азии»5.
«У него переписка со всеми выдающимися учёными, которые обращаются к нему именно как к лучшему учёному»6.
«Лама говорит, что один очень учёный буддист в Ладаке хотел иметь учёное рассуждение с Юрием о буддизме. Тогда лама побоялся устроить этот диспут. Он говорит: ''Я боялся, может ли сын ваш говорить об основах учения. (...) Но сейчас я жалею, что не устроил это рассуждение в Ладаке. Ведь ваш сын, он всё знает! Он знает больше многих учёных лам''»7.
«И Юрий, и Святослав умеют сказать о ценностях народных. Умеют доброжелательно направить молодое мышление к светлым путям будущего. Юрий — в науке, Святослав — в искусстве прочно укрепились»8. «Юрий стремится к делу — ведь у него столько незаменимых знаний и способностей. Невозможно, чтобы они оставались без приложения. И не в одной восточной науке, но и в воинском деле и в исторической литературе он знает так много, а уж Родину как любит!»9
«Его многочисленные труды — драгоценный вклад в сокровищницу науки, его светлая жизнь — пример молодым, идущим на смену...»10
1 Из выступлений С.Н.Рериха.
2 Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т. 1. М., 1996. 21.08.1931.
3 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. М., 1995. С. 435.
4 Из выступлений С.Н.Рериха.
5 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. М., 1996. С. 533.
6 Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т. 3. М., 1996. 7.2.1953.
7 Н.К.Рерих. Алтай – Гималаи. Рига: Виеда, 1992. С. 144.
8 Н.К.Рерих. Листы Дневника. Т. 3. С. 25.
9 Там же. С. 103.
10 Из выступлений С.Н.Рериха.



Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:


Памятные даты 21 - 30 из 46
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец


Дорогие друзья! Содержание этой страницы постоянно обновляется.
На ней  вы можете найти подробное описание памятных дат на ближайшие дни.
Если вы зашли сюда по чьей-то ссылке и не нашли информацию об интересующем вас человеке или событии, скорее всего, нужный вам текст можно найти на других страницах сайта. Воспользуйтесь формой поиска в правом верхнем углу страницы.