|
Н.Д. Спирина Живая Этика о Преподобном Сергии Радонежском* Отличительной особенностью Сергия было то, что он не проповедовал и ничего не писал. Он являл собою путь восхождения духа, подавал собою тот нравственный пример, без которого невозможно ни создать крепкое государство, ни наладить собственную жизнь. В последние годы о Преподобном Сергии стали говорить и писать не только как о великом святом, но и крупнейшем государственном деятеле XIV века, сыгравшем решающую роль в освобождении Руси от татарского ига. Для того чтобы победить этих крепко вкоренившихся в государстве и в умах людей того времени захватчиков, надо было поднять дух не только воинства, но и всего русского народа. Своим личным подвигом и трудами Преподобный подал пример несокрушимости человеческого духа и его возможностей и тем самым заложил основы русской духовной культуры и основы государства русского.
«Преподобный связан не только с прошлым, но и с будущим. Думая о Нём, смотрим не только назад, но и вперёд. Он — Строитель, а строитель есть создатель будущего. Можем ли сомневаться в будущем страны Его». Совсем молодым ушёл он в глухие леса и поселился там в полном одиночестве. Началось всё с крохотной кельи и такой же часовенки, которые одинокий молодой отшельник вырубил в дремучем лесу и стал, как говорили тогда, «спасаться», то есть возвышать свою бессмертную душу над всем земным и смертным. Сначала к нему приходили только звери. Пришёл и отощавший от голода медведь, с которым Сергий поделился краюшкой хлеба и подружился.
Затем потянулись и люди, уже за хлебом небесным, духовным, без которого умирает от голода душа. Они тоже строили кельи и подвизались в молитве и труде. Искали они и духовного учительства. И Сергий стал, сам того не желая, наставником братии, а затем и настоятелем Обители. Но он продолжал трудиться, по словам жития, «как раб купленный», делал сам всю чёрную работу и тем подавал пример воспитания в труде. Николай Рерих говорит: «Каждое упоминание этого священного Имени повелительно зовёт всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию...»3 «Преподобный Исаак Сирин сказал: ''Когда мы в покое — демоны веселятся, а когда в трудах — Ангелы радуются''»4. «Человечество устало от разрушений и смятений, выдувающих пламень сердца. Чудесно является перед нами великое Имя Водителя, с которым неразрывно связано и знание, и строительство, сострадание и неутомимая твёрдость»5. Сергий запрещал братии просить подаяние, но жить только от своего труда. Сам он явил пример этого, когда, оставаясь три дня без пищи, предложил одному из своих учеников, который хотел пристроить сени к своей келье, сделать это за несколько кусков гнилого хлеба, который сам ученик не мог есть. Тот вынес ему этот хлеб, но Сергий сначала построил ему сени и только потом взял за работу эту плату. «Слухи о его подвижническом житии, — пишет Е.И.Рерих, — скоро разнеслись по окрестности, и стали навещать его люди, прося назидания и совета во всех делах своих; и никого не отпускал юный подвижник без утешения, без слова ободрения и вразумления»6.
«На первых порах пустынножители не руководствовались никакими правилами или уставами, но имели перед собою лишь живой пример истинного подвижничества в лице своего основоположника»8. Е.И.Рерих отмечает, что в качестве наставника «Сергий нашёл путь к сердцам не только путём чудес, о которых запрещал говорить, но своим личным примером великого сотрудничества, как в большом, так и в малом. Его слово было словом сердца, и, может быть, главная сила его кратких убеждений заключалась в той незримой, но ощутимой благодати, которая излучалась из всего его обаятельного облика, умиротворяюще и ободряюще влиявшего на всех приходивших к нему. Нигде нет указания на гнев, даже на возмущение, он умел быть твёрдым и требовательным, но без насилия»9. Преподобный установил суровые правила дисциплины в своей Обители. Так, после вечерни каждый должен был творить молитву и заниматься ручным трудом, чтобы руки не были праздны. И когда Преподобный обходил ночью кельи, слышал празднословие, то лёгким ударом в оконце подавал знак. «Наутро же призывал провинившихся и наставлял их кротко, но сильно, и приводил к раскаянию. При этом, чтобы не задеть, он часто говорил притчами, пользуясь самыми простыми и обыденными образами и сравнениями, которые глубоко западали в душу провинившегося»10. «Всё это даёт нам облик вечно бодрствующего, зоркого наставника, следящего за каждым братом, особенно же за новичком, и, при всей мягкости своей, не допускающего уклонений от установленных правил. Введённая им суровая дисциплина, требовавшая от учеников постоянной бдительности над мыслями, словами и поступками своими, сделала из его Обители воспитательную школу, в которой создавались мужественные, бесстрашные люди, воспитанные на отказе от всего личного, работники общего блага и творцы нового народного сознания»11. Давайте вернёмся к тому, с чего мы начали. Итак, что из жития Преподобного можем мы взять для подражания? Создание Обители или победа над полчищами врагов нам не представляется возможным. Но мы можем начать понемногу перенимать у Него искренность и чистоту души, сочувствие к людям и всему живому, любовь к труду, смирение и служение ближним и забвение себя, простоту в обращении, непоколебимую веру в Высшие Силы и Их помощь. Если мы не начнём пытаться это делать, как мы приблизимся к Сергию и чем почтим Его? Слова Высшим Силам не нужны. Они стремятся поднять нас до Себя и ждут от нас усилий в этом направлении, которые будут Ими всемерно поддержаны. «Только помыслите об общем благе, и Мы всегда с вами», — говорят Они. Если мы этих усилий не проявим, наши восхваления Им ни к чему. Эта установка нова и непривычна, но на пороге Нового Мира приходится пересматривать укоренившиеся понятия, иначе мы останемся прежними. Также нам надо понять, что подражание отнюдь не исключает почитания. Подражание есть почитание в действии.
Только свет Учения Живой Этики даёт нам это духовное переосмысление. Возблагодарим Того, Кто дал это Учение нам.
* По тексту радиобеседы, 1990 г.
1 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. Новосибирск, 1997. С. 111. Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:
Читать статьи журнала "Восход" по теме:
О Преподобном Сергии. Священный героизм / Из Слова академика Н.К. Рериха / Живая Этика о Преподобном Сергии Радонежском
|
|
1 Мая - праздник Весны и Труда Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой: |
|
Таким образом, истинным и великим творцом и созидателем человек является в царстве мысли, если примем во внимание, что ни одно явление на свете не происходит без прямого или косвенного мысленного импульса. Потому и Учение Живой Этики говорит, что высшее творчество человечества осуществляется в мире незримом, в Тонком и Духовном Мире. Здесь каждый является или создателем-художником, или же разрушителем. Но для того, чтобы стать в своих мыслях истинным создателем в высших сферах, нужно явиться творителем прекрасного в своём сердце, как в высшем синтетическом органе нашей духовной сущности. Самые мелкие свои мысли нам надо контролировать и очищать огнем своего сердца. Потому мы, прежде всего, должны стать прекрасными в сердце своем, ибо основы человеческого самосовершенствования - в сердце. Мы должны воспитать и утончать свое сердце, бесконечно углублять свои чувства, заставить зазвучать все тончайшие струны нашего духа. Уже в Библии сказано, что высшая мудрость заложена в сердце, то же подтверждает и Учение Живой Этики, что в сердце, как Обители Бога, дремлют все энергии Мира, в чаше сердца заложен весь вековой опыт нашего духа.
Но для того, чтобы сердце было истинной храминой Высшего, оно должно быть непрестанно очищаемо..." Рихард Рудзитис. "Сознание красоты спасёт".
Труды Рихарда Рудзитиса на сайте knigisibro.ru
Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:
Читать статьи журнала "Восход" по теме:
"Каждая строка Учения, рождённая с великой болью сердца и радостью..."
|
|
Франчиа Ла Дью - основатель "Храма Человечества" в Калифорнии, через неё было дано "Учение Храма". Франчиа Ла Дью ( наст. имя - Франчес, девичья фамилия - Бич) родидась 19 января 1849 года. Она была активным участником отделения Теософского общества, организованного Уильямом Дауэром в Сиракузах. К 1898 году Учитель попросил Уильяма Доуэра и Франчиа Ла Дью основать Храм, тщательно выбрав место для его создания. Франчиа Ла Дью совершила две поездки в Калифорнию и там нашла район на восточном побережье океана, где в 1903 году в Халсионе и началась духовная работа Храма. К ней присоединились и члены самой первой группы Храма в Сиракузах. Выдержки из Писем Е.И. Рерих (цит. по изданию МЦР).
«…в надлежащие, определённые сроки для обновления сознания человечества и внесения новой ступени Учения Великое Братство избирает одну или две личности, как это было с Блав[атской] и, после её смерти, с Франчиа Ла Дью, через которую Учитель Илларион давал замечательное Учение; к сожалению, она умерла в 1923* году. Она была основательницей Общ[ества] в Калифорнии...»
«Конечно, Вы правы, что людям нелегко разобраться во всем обилии появляющихся сейчас самоявленных адептов, но для этого и даны были через Е.П.Бл[аватскую] основы Учения Бел[ого] Братства, но кто удосужился изучить их? Все предпочли облегченные и удобные интерпретации, вместо того, чтобы направить своё внимание именно на Основные Заветы. Утверждаю, что Е.П.Бл[аватская] была единственной посланницей Бел[ого] Бр[атства], она одна ЗНАЛА. После неё было дано через Франчиа Ла Дью замечательное Учение Вел[икого] Уч[ителя] Бел[ого] Бр[атсва] Иллар[иона], но кто из наших соотечественников слышал о нём?..»
…Почему бы Вам не перевести «Письма Махатм к Синнетту»? (...) Неплохо также перевести том «Темпль Тичингс»**. Книга эта имела большой успех в Германии и была переведена и на немецкий язык. Письма эти написаны Учителем Илларионом через посредство Франчия Ла Дью и, конечно, заслуживают внимания самого серьезного.
…Радуюсь, что Зинаиде Григорьевне удалось найти книгу «Тэмпль Тичингс». Надеюсь, что Вы получите ее. Книга «Фром зе Маунтен Топ»*** дана из Бел[ого] Бр[атства], и я тоже очень люблю ее.
…Ваша прекрасная задача и неотложная – закончить перевод Учения Уч[ителя] Илл[ариона], и если успеете, то и «Фром зе Маунтен Топ», там много страниц, данных В[еликим] Вл[ады]кою. Я очень люблю эту книгу. А по окончании этой неотложной работы будет ясно и в[се] остальное, вернее, дальнейшие подвижки. * Так в письме, в источниках Храма Человечества указан 1922 год. ** Teaching of the Temple Halcyon, California: The Temple of the People, 1925. На русском языке перевод Е.П.Инге издан МЦР в 2001 году. *** La Due Francia. From the Mountain Top. Halcyon, California, 1914. Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой: |
|
Рерих Е.И. Письмо к И.П.Инге от 16 апреля 1954 г.
Среди множества приходивших к нему Рамакришна, который обладал огромной духовной чуткостью и даром распознавания, угадывал своих будущих учеников. Вот как он рассказывает о первом приезде в Дакшинешвар Нарендраната Датты, чей гений позже засиял над Индией и над всем миром под именем Вивекананды. В то время это был 18-летний юноша, обучавшийся в английском колледже, полный западного рационализма и скепсиса. «Нарен вошёл в комнату... Я отметил, что Нарена не волнует его внешность... Он выглядел очень раскованным, казалось, что всё внешнее ему безразлично. Можно было сказать, что глаза его души всегда обращены вовнутрь. Поняв это, я поразился: возможно ли, чтобы человек такой духовной силы жил в Калькутте, в доме обыкновенных мирян? В тот день с ним приехали его друзья. Я видел, что это люди самые обычные, совсем не такие, как он. Они думали только об удовольствиях. Я стал его расспрашивать о музыке и попросил его спеть... Он пел с такой душой... Я не смог сдержаться и впал в экстаз». Вивекананда описал поразительную сцену, последовавшую затем: «Как только я допел песнь, Учитель встал, взял меня за руку и повёл на северную веранду... Я решил, что Учитель хочет дать мне наставление с глазу на глаз. Но то, что он сказал и сделал, было просто невероятно... Он нежно говорил, точно обращаясь к старому другу: "Почему же ты так поздно пришёл? Разве ты не догадывался, как я жду тебя? Я так устал от болтовни этих людей, поглощённых одними мирскими интересами. Я думал, что просто не выдержу, мне же некому было сказать о моих чувствах!" ...Вдруг он сложил ладони перед грудью и обратился ко мне, будто я был небожителем: "Я знаю, кто ты такой... Ты Нара, мудрец древности... Ты снова нисшёл на землю, чтобы взять на себя страдания и скорби человечества!" Я был совершенно сбит с толку. Я спрашивал себя: "Кто он, этот человек? Как он обращается ко мне, я же никто, сын Вишванатха Датты!"»
До конца своих дней Вивекананда часто повторял: «С самой первой встречи только Учитель всегда верил в меня — больше никто, включая даже мою мать и братьев. Его вера в меня и любовь ко мне навеки привязали меня к нему. Только Учитель знал, как надо любить, и любил по-настоящему. Миряне лишь изображают любовь, на самом деле каждый любит только себя». Способность Учителя «полностью отрешаться от себя и переносить своё сознание в других людей давала ему распознавание, осязание невидимого в людях. Он видел их силы и слабости, добродетели и пороки, их прошлое, настоящее и будущее». Из статьи "Бхагаван" Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:
Читать статьи журнала "Восход" по теме:
БХАГАВАН
|
|
Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:
Слушать аудиозаписи по теме:
Н.Д.Спирина - 1994.05.29 О Родине (3:40)
Смотреть видеофильмы по теме: Русские полководцы Читать статьи журнала "Восход" по теме: СЛОВО О ПОБЕДЕ |