Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Нужно именно углублять путь доброжелательности. Утверждена она как сущность нашего бытия. Не забудем этот талисман ни на час.
Мир Огненный, ч.1, § 118

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Памятные даты
Новости

19 декабря - "Никола Зимний" (день св. Николая Чудотворца) 19 декабря - "Никола Зимний" (день св. Николая Чудотворца)

Если бы собрать все сказы про Николу, начиная с первого его выявления как скорого помощника и заступника всех, в своих нуждах и бедах к нему обращающихся, получилось бы немало томов удивительных и умилительных рассказов о его чудесах. Но самым главным чудом для нас является неиссякаемый источник его любви и сострадания, его безотказная отзывчивость на призывы, устремлённые к нему со всех концов света. Этот вселенский святой откликается на зов каждого, независимо от его вероисповедания. Но ближе всех он русскому народу; здесь он свой; и храмы в его честь воздвигнуты на Руси во множестве. Предельно кратко выражено это отношение к Николе Милостивому в диалоге двух простых мужичков, приведённом у Ремизова: «А що буде, як Бог помре?» «А Микола святый на що?» — Здесь выражена непоколебимая убеждённость, что даже в таком невообразимом случае, как «Бог помре», Никола всё равно останется и не оставит.

Читая Житие и деяния святителя Николая, поражаешься невероятному многообразию оказываемой им помощи. В самых различных бедах, напастях, гибельных ситуациях и смертях проявлялась великая духовная мощь, мощь любви в её божественной сущности, преодолевающая физические законы естества.

Святой Николай был предназначен Свыше для этого подвига, и когда однажды он захотел уединиться в монастыре и подвизаться там в молитве и безмолвии, глас Божий повелел ему идти в мир «на служение людям для их спасения». И, совершая подвиги милосердия, он при этом так избегал человеческой славы, что старался где только возможно «утаить себя даже и от того, кому благодетельствовал».

Старинное Житие святителя Николая заканчивается такими словами: «Много великих и преславных чудес сотворил на земле и на море великий сей угодник. Он помогал сущим в бедах, спасал от потопления и выносил на сушу из глубины морской, освобождал из плена и приносил освобождённых домой, избавлял от уз и темницы, защищал от посечения мечом, освобождал от смерти и подавал многим многие исцеления, слепым — прозрение, хромым — хождение, глухим — слух, немым — дар слова. Он обогатил многих, бедствующих в убожестве и крайней нищете, подавал голодным пищу и всем являлся во всякой нужде готовым помощником, тёплым заступником и скорым предстателем и защитником. И ныне он также помогает призывающим его и избавляет их от бед. Чудес его исчислить невозможно точно так же, как невозможно и описать все их подробно. Сего великого чудотворца знает и восток и запад, и во всех концах земли известны его чудотворения».

Н.Д. Спирина

Фрагмент радиопередачи 19 декабря 1993 года

Мы молимся Пречудному Николе,
Заступнику на суше и на море,
Великому вселенскому Святому,
Любимому и самому родному,
Который нас в беде не оставляет
И в горе неизменно утешает,
Чтоб мы не забывали никогда —
КТО любит нас и с КЕМ легка беда.

Н.Д. Спирина 



Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

13 декабря — день памяти Николая Константиновича Рериха 13 декабря — день памяти Николая Константиновича Рериха

Имя великого русского художника Николая Константиновича Рериха занимает почётное место в истории отечественной и мировой культуры. Его творчество столь многогранно, а достижения столь велики, что не могут не вызывать удивления и восхищения. «Сделанное Рерихом не укладывается в обычные представления о человеческих возможностях» — так сказал о Н.К. Рерихе сибирский учёный академик А.П. Окладников.
Н.К. Рерих известен всему миру прежде всего как художник, но в мировую культуру он также внёс большой вклад как писатель, учёный, путешественник, философ и общественный деятель. В своём многогранном творчестве художник соединил мудрость Востока и культуру Запада.
Н.К. Рерих родился в Петербурге 9 октября 1874 года. В 1897 году окончил Академию художеств, в 1898 году — юридический факультет Петербургского университета.
В 1897 году был избран членом-сотрудником Императорского Русского археологического общества, а в 1905 — действительным членом.
С 1901 года Рерих — секретарь Императорского Общества Поощрения художеств, а с 1906 — директор Рисовальной школы Общества.
В 1909 году Н.К. Рерих избран академиком Императорской Академии художеств. С 1910 года он возглавляет художественное объединение «Мир искусства».
Принимает активное участие в работе Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины (1909 – 1917) и позже — в Обществе возрождения художественной Руси (1915 – 1917).
В 1920 году приезжает с семьёй в Америку. В 1921 году Рерихи основывают Институт Объединенных Искусств в Нью-Йорке и Объединение художников «Cor Ardens» («Пылающее сердце») в Чикаго. В 1922 — Международный Художественный Центр «Corona Mundi» («Венец Мира»).
В 1923 году в Нью-Йорке открывается Музей Рериха, ставший первым музеем русского художника за рубежом.
В 1923 – 1928 гг. Н.К. Рерих предпринимает беспрецедентную научно-художественную Центрально-Азиатскую экспедицию, маршрут которой проходил по территории Индии, Тибета, Китая, Советского Союза и Монголии.
После окончания экспедиции Рерихи живут в Индии; в 1928 году создают Институт Гималайских исследований «Урусвати», проработавший до начала Второй мировой войны.
В 1934 – 1935 гг. Н.К. Рерих руководил Маньчжурской экспедицией, проходившей через Японию, Китай, Маньчжурию, Внутреннюю Монголию.
15 апреля 1935 года в Вашингтоне представителями двадцати одной республики американского континента был подписан договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», получивший известность в международно-правовой практике как Пакт Рериха.
После окончания войны Н.К. Рерих начинает сборы на Родину, но в 1947 году тяжело заболевает и 13 декабря уходит с земного плана.

Перейти на страницу Н.К. Рериха >>>




Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

10 декабря — день памяти Наталии Дмитриевны Спириной 10 декабря — день памяти Наталии Дмитриевны Спириной

Наталия Дмитриевна  Спирина (4.05.1911 - 10.12.2004) — рериховед, общественный деятель, поэт, прозаик. Основатель Сибирского Рериховского Общества.
Вдохновлённая высокими идеалами Учения Живой Этики, Н.Д. Спирина начала писать стихи, положив начало рериховской поэзии. Её поэтические сборники «Капли» и «Перед Восходом» неоднократно переиздавались в Новосибирске и получили большое признание ещё при жизни автора.
Кульминацией деятельности Н.Д. Спириной стало создание двух общественных музеев Н.К. Рериха — в Новосибирске и на Алтае, в селе Верх-Уймон. Оба места связаны с пребыванием здесь Н.К. Рериха. В строительстве музеев приняли участие сотни энтузиастов из многих городов России, а также представители ближнего и дальнего зарубежья.



Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

Смотреть видеофильмы по теме:  Космос. Серия по стихам Н.Д. Спириной.
Читать статьи журнала "Восход" по теме:  ТРИ РАДОСТИ БОДХИСАТТВ

ДЕКАБРЬ 2023
9 декабря - День Героев Отечества в России
10 декабря - день памяти Наталии Дмитриевны Спириной (1911-2004)
13 декабря - день памяти Николая Константиновича Рериха (1874-1947)
19 декабря - День святителя Николая Чудотворца
25 декабря - Рождество Иисуса Христа (католическая традиция)


26 декабря - 109 лет со дня рождения Марии Филипповны Дроздовой-Черноволенко (1913-2009)
27 декабря – 190 лет со дня рождения Павла Михайловича Третьякова (1832-1898), русского мецената, основателя Третьяковской галереи.


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

8 октября - день памяти Преподобного Сергия Радонежского 8 октября - день памяти Преподобного Сергия Радонежского

8 октября (25 сентября по ст. ст.) 1392 года закончилась земная жизнь «Благодатного Воспитателя русского народного духа» Преподобного Сергия Радонежского.
«Святой Сергий — Строитель Русской Духовной Культуры.
Каждое упоминание этого священного Имени повелительно зовёт всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов» (Н.К. Рерих. Из слова на освящение часовни Святого Преподобного Сергия).
«Сергий Духотворец! Сергий — Живая Связь с Миром Высшим! (…)
На всех поворотных пунктах истории России, при всех потрясениях, обрушивавшихся на Землю Русскую, неизреченная мощь Преподобного и твердыня духовной культуры, им заложенная, стоят нерушимым оплотом сил духовных.
Мы видели, как на протяжении столетий мощь Преподобного неотступно питала и хранила любимую им Землю Русскую.
Но история повторяется, и кто может сказать, что наступившие с началом XX столетия годы развала, гонения и кощунственного разрушения Святынь снова не сменятся великим, ещё небывалым духовным подъёмом, который в стихийности своей превысит все до него бывшие подвиги? (…)
Пробьёт час, Свыше предуказанный, и народ Земли Русской в порыве любви пламенной к Родине своей, в подвиге духа, подымется под стягом Преподобного против безбожных за Святыню отечества, за достоинство своё, за благо народов!» (Н. Яровская*. Преподобный Сергий Радонежский).
*Н. Яровская — псевдоним Е.И. Рерих.
   


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

7 октября - день официального открытия Музея Н.К. Рериха в Новосибирске 7 октября - день официального открытия Музея Н.К. Рериха в Новосибирске
7 октября 2007 года состоялось официальное открытие Музея Н.К. Рериха в Новосибирске.

Н.Д. Спирина. МУЗЕЙ Н.К. РЕРИХА В НОВОСИБИРСКЕ

Среди тьмы городской ты горишь, как алмаз,
Возвещая зарю долгожданного Дня;
Пробуждая надежды и радуя глаз,
Новой вестью своей на земле прозвеня.

И к тебе притекут люди разных племён,
Чтоб напиться твоей живоносной воды;
И познать, что единство — не миф и не сон,
И основы Заветов мудры и тверды.

И с тобою пойдут этой новой зарёй
В хороводе светил руки дружно сомкнуть,
Чтоб в любви устремлённой вместить Мир иной —
Зов вселенского Братства — наш солнечный Путь.

11.02.2000 г.



С. Деменко. ОТКРЫТИЕ МУЗЕЯ

Солнце в этот час светило,
Ветер Знамя развевал,
Словно горный перевал
Всё СибРО перевалило!

После скал нагромождений,
Что остались позади,
Звёзды новых дерзновений
Нам сияют впереди.

Знаем — труден каждый шаг
В эти новые просторы,
Но откроет все затворы
Дружное: «Да будет так!»

7 октября 2007 г.

Л. Ничволод. ОТКРЫТИЕ МУЗЕЯ Н.К. РЕРИХА

Взлетел в лазурь с бодрящим ветром стяг
Крылом огромной птицы белой.
Трепещет сердце — поднят флаг,—
Мы в будущее смотрим смело!

Сияло солнце у друзей в глазах,
Мечта за флагом ввысь стремилась,
Лишь радости хрустальная слеза
Страду десятка лет вместила.

Здесь Красота взошла на пьедестал, —
Полна любовью сердца чаша.
Идеи утвержденья век настал, —
Музей открыт!
               В нём вера наша.

Торжественность вокруг и тишина...
Звучит, победой сердце наполняя,
Великого Присутствия Струна,
И ода «К Радости»* зовёт и окрыляет!

* Во время поднятия Знамени Мира над Музеем Н.К. Рериха в Новосибирске звучала ода «К Радости» — фрагмент из 9-й симфонии Бетховена (на стихи Шиллера).




Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

1 августа - день рождения Преподобного Серафима Саровского 1 августа - день рождения Преподобного Серафима Саровского

1 августа — День Преподобного Серафима Саровского

«Кто такие подвижники, к светоносной плеяде которых принадлежит и святой Серафим? Живая Этика поясняет: "Только отказавшиеся сознательно от личного и перенёсшие сознание в понятие эволюции мира могут в Нашем понимании называться подвижниками". В чём же заключается эволюция мира? В осуществлении Основ. В претворении их в себе и через себя в других. Невозможно научить людей вечным законам Бытия, не пройдя через них самому. (...) Продвижение есть подражание. Для подражания нужны живые образцы, конкретные примеры; не бесплотные ангелы, а такие же люди, как мы, из плоти и крови, но перешагнувшие через эту плотскую оболочку, преодолевшие её своим духом. Земные ангелы и небесные человеки, живущие на земле и пребывающие на небесах. Они на наших глазах делают невозможное возможным и учат нас этому же. Тех из нас, кто стремится жить, а не прозябать, расти, а не увядать, осмыслить свою жизнь и возрадоваться ей».

«Учение о стяжании даров Духа Святого как цели нашей жизни было важнейшим моментом учения преподобного Серафима. Стяжание, то есть приобретение, Духа Божия есть капитал, благодатный и вечный. Средства к стяжанию: молитва, бдение, пост, милостыни и другие добродетели. Но более всего даёт эти дары молитва, "потому что она как бы всегда в руках наших, как оружие для стяжания благодати Духа". Сам Серафим пребывал в постоянной молитве, что бы он ни делал. И сам он был средоточием чрезвычайных даров Святого Духа».

«Почему великий святой — Серафим Саровский — называл себя "убогим Серафимом"? Только из скромности и смирения? Отнюдь нет. Он в духе предстоял перед своим Пресветлым Иерархом — Царицей Небесной, по сравнению с Которой он чувствовал себя убогим. Если кто-то превозносится, значит, он не "предстоит". И молится не Богу, но себе. Он может делать вид, что служит и поклоняется Высшему, но на самом деле он выше себя никого не видит, хотя и не признаётся в этом».

«Дух Святой может войти только в чистое вместилище, и Серафим добивался и достиг этой чистоты, которая есть освобождение от всего личного, физического и астрального, что замутняет воды познания. Он был беспощаден к себе в выборе пути: или — или. Временное или вечное. Нетленное или смертное».

«В Житии говорится, что сам Серафим в жизни сей как бы уже не существовал, весь изменившись в любовь к Богу, став живым пламенником, горящим светильником и носителем небесного огня на земле. Сила молитвы его была такова, что сама собой зажигалась лампада в его келии, и не раз видели его во время молитвы стоящим в воздухе».

«Всякого, праведника и изболевшего грехами, трепещущего перед святостью его грешника, богача-вельможу и бедняка, — он одинаково встречал земным поклоном, часто целовал посетителям руки. Как ни много бывало у него посетителей, никто не отходил от него неудовлетворённым: он часто одной фразой, одним словом охватывал жизнь человека, наставлял его на нужный путь. Святой образ его действовал так сильно, что иногда перед ним плакали гордые, самонадеянные люди, пришедшие к нему лишь из любопытства. С людьми же, искавшими его для пользы духовной, искренно стремившимися к спасению, — старец был особенно ласков».

«Серафим учил распознавать качество возникающих в себе мыслей. Он говорил: "Когда человек примет что-либо божественное, то в сердце радуется, а когда дьявольское, то смущается..." Хотя бы дьявол и "представлял мысли благородные, однако сердце всё чувствует какую-то неясность и волнение в мыслях"».

«Учение Серафима о дарах Святого Духа, о их стяжании или накоплении и растрате дано в мощном и подробном изложении применительно к нашей земной жизни и нашей эпохе в Учении Агни Йоги, Живой Этике. Там близко и понятно для нашего поколения говорится о великом Ауме, о психической энергии, которая есть Дух Святой, которая есть любовь и устремление, которая есть всё. Этой всеначальной энергией проникнуто всё, от атома до звезды, и всё движется ею. Она "теплее огня и питательнее хлеба", она "панацея от всех болезней". Ею исцеляются и исцеляют других. На примере великого чудотворца Серафима мы видим, что возможно тому, кто накопил в изобилии дары Святого Духа. Всеначальная энергия может применяться решительно во всех случаях. Любовь к Богу и устремление к служению ближним открыли Серафиму "провод к потоку Благодати", дары которой он щедро и безотказно раздавал и людям, и всем тварям».

«К каждому, приходившему к нему, Серафим обращался со словами приветствия: "Радость моя", видя в нём частицу Бога, Которому он непрестанно поклонялся и обращался. И скончался он в молитвенном устремлении к Небу, стоя на коленях.

Ты умер, стоя на коленях,
В молитве к Небу устремясь,
Ни жизнь, ни смерть прервать не смели
Любви Божественную связь».

Составлено по выступлениям Н.Д. Спириной


Великий Путник идёт по пустыне, оставляя следы на песке. По этим следам идут следующие за Ним. Постепенно ветер заметает эти следы, и путь теряется в песках обыденности и забвения. Тогда приходит другой Путник и вновь прокладывает путь к Восходу. И снова повторяется то же. Но не устают Великие Путники, старшие Братья человечества, приходить и вести за собой. Иначе погибнут люди в пустыне невежества и будут погребены в песках безвозвратно вместе со своими делами земными, ненужными на пути в Беспредельность.

Н.Д. Спирина


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

29 июля - день рождения Павла Фёдоровича Беликова 29 июля - день рождения Павла Фёдоровича Беликова
Среди почитателей Николая Константиновича Рериха мало найдётся людей, которым не было бы знакомо имя Павла Фёдоровича Беликова (1911-1982). Неутомимый собиратель и исследователь, популяризатор наследия семьи Рерихов, он сделал невероятно много для того, чтобы имя Николая Рериха в нашей стране было поднято на должную высоту.
Его главной чертой, по определению Наталии Дмитриевны Спириной, была абсолютная преданность Делу Рерихов. Именно эта преданность помогла ему выполнить всё предназначенное.



Н.Д. СПИРИНА, Л.А. АНДРОСОВА.
ПАВЕЛ ФЁДОРОВИЧ БЕЛИКОВ — ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА Н.К. РЕРИХА

(сокращенный вариант)

П.Ф. Беликов родился 29 июля 1911 года в г. Нарва в Эстонии. Образование получил в Ленинграде.
С 1932 года принимал деятельное участие в литературных организациях, выступал с докладами, печатался в местных газетах и журналax, давал библиографические обзоры советских книг. В 1937 году возглавил советское представительство «Международной книги» в Эстонии.

Будучи по характеру работы в курсе советской научной востоковедческой литературы, помогал Николаю Константиновичу Рериху и его сыну Юрию приобретать интересующие их книги. В Индии, тогда ещё британской колонии, распространение советских книг было ограничено колониальными властями.

Личное знакомство с членами семьи Рерихов, переписка с ними во многом определили жизненный путь П.Ф. Беликова. С середины 1930-х годов его основные интересы сосредоточились на творчестве и культурной и общественной деятельности Н.К. Рериха. Тогда же было положено начало сбору различных материалов о нём. В настоящее время архив, собранный П.Ф. Беликовым, составляет около 4 тысяч документов, статей, фотографий, отображающих с наибольшей полнотой творческую деятельность семьи Рерихов.

В 1968 году П.Ф. Беликовым была опубликована первая библиография литературных трудов Н.К. Рериха. Позднее в соавторстве с искусствоведом В.П. Князевой Беликовым была написана первая полная биография Н.К. Рериха, изданная в серии «Жизнь замечательных людей» и переведённая впоследствии на бенгальский, непальский, румынский и литовский языки. Для юбилейного издания к 100-летию со дня рождения великого художника был написан биографический очерк и подготовлена подборка из его «Листов дневника». П.Ф. Беликов осуществляет редактирование сборника «Рерих. Жизнь и творчество», изданного в 1978 г., куда он даёт три своих статьи. Он консультирует фильм «Рерих», созданный на киностудии «Киевнаучфильм».

В 1970-е годы статьи и очерки П.Ф. Беликова появляются во многих сборниках и альманахах. Среди них «Страны и народы Востока», «Контекст», «Памятники Отечества», «Прометей» и другие. В это же время им читается множество докладов о жизни и творчестве семьи Рерихов в Академии художеств СССР, в московском и новосибирском Домах учёных, в Русском музее, в обществе «Знание», на Рериховских чтениях в Новосибирске. Павел Фёдорович начал, но не успел закончить книгу о жизни и творчестве Святослава Рериха.

Большую помощь оказал Павел Фёдорович в установлении контактов с бывшим Институтом гималайских исследований Рерихов «Урусвати», обеспечивал всеми необходимыми материалами и документами, вёл постоянную переписку со Свято­славом Рерихом, был его доверенным лицом и секретарём во время пребывания С.Н. Pepиха в Советском Союзе.

Своими знаниями и мыслями Павел Фёдорович широко и щедро делился. Особенно много почитателей его многостороннего дарования было среди молодёжи. На прекрасных обликах членов семьи Рерихов воспитывал он молодое поколение.

Приобрести в интернет-магазине:


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

18 июля - день Преподобного Сергия Радонежского 18 июля - день Преподобного Сергия Радонежского

Н.Д. Спирина

Живая Этика о Преподобном Сергии Радонежском*

Отличительной особенностью Сергия было то, что он не проповедовал и ничего не писал. Он являл собою путь восхождения духа, подавал собою тот нравственный пример, без которого невозможно ни создать крепкое государство, ни наладить собственную жизнь.

В последние годы о Преподобном Сергии стали говорить и писать не только как о великом святом, но и крупнейшем государственном деятеле XIV века, сыгравшем решающую роль в освобождении Руси от татарского ига. Для того чтобы победить этих крепко вкоренившихся в государстве и в умах людей того времени захватчиков, надо было поднять дух не только воинства, но и всего русского народа. Своим личным подвигом и трудами Преподобный подал пример несокрушимости человеческого духа и его возможностей и тем самым заложил основы русской духовной культуры и основы государства русского.

Молчанье. Тайна. Тишина.
Следы медвежьих лап по снегу.
Сверканье звёзд. И вышина
Деревьев, устремлённых к небу...

Надземное слилось с земным,
И Сердце было местом встречи.
Восстала Подвигом одним
Из праха Русь в победной сече.

Там захоронено зерно,
Что процветает, к срокам зрея.
Незримое — воплощено,
Неслышное — громов звучнее.

И вот во имя Красоты
На землю сходит в вихрях света
Тот Храм, который держишь Ты
В Руке, на благо всей планеты!1

«Преподобный связан не только с прошлым, но и с будущим. Думая о Нём, смотрим не только назад, но и вперёд. Он — Строитель, а строитель есть создатель будущего. Можем ли сомневаться в будущем страны Его».

Совсем молодым ушёл он в глухие леса и поселился там в полном одиночестве.

Началось всё с крохотной кельи и такой же часовенки, которые одинокий молодой отшельник вырубил в дремучем лесу и стал, как говорили тогда, «спасаться», то есть возвышать свою бессмертную душу над всем земным и смертным.

Сначала к нему приходили только звери. Пришёл и отощавший от голода медведь, с которым Сергий поделился краюшкой хлеба и подружился.

Ему с Тобою было хорошо!
Тянулся он звериною душою
К тому, что именуют добротою,
К тому, что светом духа мы зовём.

Он слов не знал. Но сердце зверя знало —
Кто друг ему и кто его поймёт,
Краюшку хлеба с лаской принесёт
И в облике мохнатом у'зрит брата2.

Затем потянулись и люди, уже за хлебом небесным, духовным, без которого умирает от голода душа. Они тоже строили кельи и подвизались в молитве и труде. Искали они и духовного учительства. И Сергий стал, сам того не желая, наставником братии, а затем и настоятелем Обители.

Но он продолжал трудиться, по словам жития, «как раб купленный», делал сам всю чёрную работу и тем подавал пример воспитания в труде.

Николай Рерих говорит: «Каждое упоминание этого священного Имени повелительно зовёт всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию...»3

«Преподобный Исаак Сирин сказал: ''Когда мы в покое — демоны веселятся, а когда в трудах — Ангелы радуются''»4.

«Человечество устало от разрушений и смятений, выдувающих пламень сердца. Чудесно является перед нами великое Имя Водителя, с которым неразрывно связано и знание, и строительство, сострадание и неутомимая твёрдость»5.

Сергий запрещал братии просить подаяние, но жить только от своего труда. Сам он явил пример этого, когда, оставаясь три дня без пищи, предложил одному из своих учеников, который хотел пристроить сени к своей келье, сделать это за несколько кусков гнилого хлеба, который сам ученик не мог есть. Тот вынес ему этот хлеб, но Сергий сначала построил ему сени и только потом взял за работу эту плату.

«Слухи о его подвижническом житии, — пишет Е.И.Рерих, — скоро разнеслись по окрестности, и стали навещать его люди, прося назидания и совета во всех делах своих; и никого не отпускал юный подвижник без утешения, без слова ободрения и вразумления»6.

...Туда притекали люди,
Туда приходили звери,
Туда прилетали птицы
За помощью и теплом —

И всем несло исцеленье,
И всем несло вспоможенье
Великое Сердце-Солнце,
Сокровищница Любви!7

«На первых порах пустынножители не руководствовались никакими правилами или уставами, но имели перед собою лишь живой пример истинного подвижничества в лице своего основоположника»8.

Е.И.Рерих отмечает, что в качестве наставника «Сергий нашёл путь к сердцам не только путём чудес, о которых запрещал говорить, но своим личным примером великого сотрудничества, как в большом, так и в малом. Его слово было словом сердца, и, может быть, главная сила его кратких убеждений заключалась в той незримой, но ощутимой благодати, которая излучалась из всего его обаятельного облика, умиротворяюще и ободряюще влиявшего на всех приходивших к нему.

Нигде нет указания на гнев, даже на возмущение, он умел быть твёрдым и требовательным, но без насилия»9.

Преподобный установил суровые правила дисциплины в своей Обители. Так, после вечерни каждый должен был творить молитву и заниматься ручным трудом, чтобы руки не были праздны. И когда Преподобный обходил ночью кельи, слышал празднословие, то лёгким ударом в оконце подавал знак. «Наутро же призывал провинившихся и наставлял их кротко, но сильно, и приводил к раскаянию. При этом, чтобы не задеть, он часто говорил притчами, пользуясь самыми простыми и обыденными образами и сравнениями, которые глубоко западали в душу провинившегося»10.

«Всё это даёт нам облик вечно бодрствующего, зоркого наставника, следящего за каждым братом, особенно же за новичком, и, при всей мягкости своей, не допускающего уклонений от установленных правил. Введённая им суровая дисциплина, требовавшая от учеников постоянной бдительности над мыслями, словами и поступками своими, сделала из его Обители воспитательную школу, в которой создавались мужественные, бесстрашные люди, воспитанные на отказе от всего личного, работники общего блага и творцы нового народного сознания»11.

Давайте вернёмся к тому, с чего мы начали. Итак, что из жития Преподобного можем мы взять для подражания? Создание Обители или победа над полчищами врагов нам не представляется возможным. Но мы можем начать понемногу перенимать у Него искренность и чистоту души, сочувствие к людям и всему живому, любовь к труду, смирение и служение ближним и забвение себя, простоту в обращении, непоколебимую веру в Высшие Силы и Их помощь.

Если мы не начнём пытаться это делать, как мы приблизимся к Сергию и чем почтим Его? Слова Высшим Силам не нужны. Они стремятся поднять нас до Себя и ждут от нас усилий в этом направлении, которые будут Ими всемерно поддержаны. «Только помыслите об общем благе, и Мы всегда с вами», — говорят Они.

Если мы этих усилий не проявим, наши восхваления Им ни к чему. Эта установка нова и непривычна, но на пороге Нового Мира приходится пересматривать укоренившиеся понятия, иначе мы останемся прежними.

Также нам надо понять, что подражание отнюдь не исключает почитания.

Подражание есть почитание в действии.

Только свет Учения Живой Этики даёт нам это духовное переосмысление. Возблагодарим Того, Кто дал это Учение нам.


* По тексту радиобеседы, 1990 г.

1 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. Новосибирск, 1997. С. 111.
2 Там же. С. 112.
3 Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 2005. С. 25.
4 Там же.
5 Там же. С. 27.
6 Там же. С. 38.
7 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. С. 115.
8 Знамя Преподобного Сергия Радонежского. С. 39.
9 Там же. С. 49.
10 Там же. С. 44.
11 Там же. С. 43–44.



Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

16 (3) мая - день рождения Преподобного Сергия Радонежского 16 (3) мая - день рождения Преподобного Сергия Радонежского

Н.Д. Спирина

Живая Этика о Преподобном Сергии Радонежском*

Отличительной особенностью Сергия было то, что он не проповедовал и ничего не писал. Он являл собою путь восхождения духа, подавал собою тот нравственный пример, без которого невозможно ни создать крепкое государство, ни наладить собственную жизнь.

В последние годы о Преподобном Сергии стали говорить и писать не только как о великом святом, но и крупнейшем государственном деятеле XIV века, сыгравшем решающую роль в освобождении Руси от татарского ига. Для того чтобы победить этих крепко вкоренившихся в государстве и в умах людей того времени захватчиков, надо было поднять дух не только воинства, но и всего русского народа. Своим личным подвигом и трудами Преподобный подал пример несокрушимости человеческого духа и его возможностей и тем самым заложил основы русской духовной культуры и основы государства русского.

Молчанье. Тайна. Тишина.
Следы медвежьих лап по снегу.
Сверканье звёзд. И вышина
Деревьев, устремлённых к небу...

Надземное слилось с земным,
И Сердце было местом встречи.
Восстала Подвигом одним
Из праха Русь в победной сече.

Там захоронено зерно,
Что процветает, к срокам зрея.
Незримое — воплощено,
Неслышное — громов звучнее.

И вот во имя Красоты
На землю сходит в вихрях света
Тот Храм, который держишь Ты
В Руке, на благо всей планеты!1

«Преподобный связан не только с прошлым, но и с будущим. Думая о Нём, смотрим не только назад, но и вперёд. Он — Строитель, а строитель есть создатель будущего. Можем ли сомневаться в будущем страны Его».

Совсем молодым ушёл он в глухие леса и поселился там в полном одиночестве.

Началось всё с крохотной кельи и такой же часовенки, которые одинокий молодой отшельник вырубил в дремучем лесу и стал, как говорили тогда, «спасаться», то есть возвышать свою бессмертную душу над всем земным и смертным.

Сначала к нему приходили только звери. Пришёл и отощавший от голода медведь, с которым Сергий поделился краюшкой хлеба и подружился.

Ему с Тобою было хорошо!
Тянулся он звериною душою
К тому, что именуют добротою,
К тому, что светом духа мы зовём.

Он слов не знал. Но сердце зверя знало —
Кто друг ему и кто его поймёт,
Краюшку хлеба с лаской принесёт
И в облике мохнатом у'зрит брата2.

Затем потянулись и люди, уже за хлебом небесным, духовным, без которого умирает от голода душа. Они тоже строили кельи и подвизались в молитве и труде. Искали они и духовного учительства. И Сергий стал, сам того не желая, наставником братии, а затем и настоятелем Обители.

Но он продолжал трудиться, по словам жития, «как раб купленный», делал сам всю чёрную работу и тем подавал пример воспитания в труде.

Николай Рерих говорит: «Каждое упоминание этого священного Имени повелительно зовёт всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию...»3

«Преподобный Исаак Сирин сказал: ''Когда мы в покое — демоны веселятся, а когда в трудах — Ангелы радуются''»4.

«Человечество устало от разрушений и смятений, выдувающих пламень сердца. Чудесно является перед нами великое Имя Водителя, с которым неразрывно связано и знание, и строительство, сострадание и неутомимая твёрдость»5.

Сергий запрещал братии просить подаяние, но жить только от своего труда. Сам он явил пример этого, когда, оставаясь три дня без пищи, предложил одному из своих учеников, который хотел пристроить сени к своей келье, сделать это за несколько кусков гнилого хлеба, который сам ученик не мог есть. Тот вынес ему этот хлеб, но Сергий сначала построил ему сени и только потом взял за работу эту плату.

«Слухи о его подвижническом житии, — пишет Е.И.Рерих, — скоро разнеслись по окрестности, и стали навещать его люди, прося назидания и совета во всех делах своих; и никого не отпускал юный подвижник без утешения, без слова ободрения и вразумления»6.

...Туда притекали люди,
Туда приходили звери,
Туда прилетали птицы
За помощью и теплом —

И всем несло исцеленье,
И всем несло вспоможенье
Великое Сердце-Солнце,
Сокровищница Любви!7

«На первых порах пустынножители не руководствовались никакими правилами или уставами, но имели перед собою лишь живой пример истинного подвижничества в лице своего основоположника»8.

Е.И.Рерих отмечает, что в качестве наставника «Сергий нашёл путь к сердцам не только путём чудес, о которых запрещал говорить, но своим личным примером великого сотрудничества, как в большом, так и в малом. Его слово было словом сердца, и, может быть, главная сила его кратких убеждений заключалась в той незримой, но ощутимой благодати, которая излучалась из всего его обаятельного облика, умиротворяюще и ободряюще влиявшего на всех приходивших к нему.

Нигде нет указания на гнев, даже на возмущение, он умел быть твёрдым и требовательным, но без насилия»9.

Преподобный установил суровые правила дисциплины в своей Обители. Так, после вечерни каждый должен был творить молитву и заниматься ручным трудом, чтобы руки не были праздны. И когда Преподобный обходил ночью кельи, слышал празднословие, то лёгким ударом в оконце подавал знак. «Наутро же призывал провинившихся и наставлял их кротко, но сильно, и приводил к раскаянию. При этом, чтобы не задеть, он часто говорил притчами, пользуясь самыми простыми и обыденными образами и сравнениями, которые глубоко западали в душу провинившегося»10.

«Всё это даёт нам облик вечно бодрствующего, зоркого наставника, следящего за каждым братом, особенно же за новичком, и, при всей мягкости своей, не допускающего уклонений от установленных правил. Введённая им суровая дисциплина, требовавшая от учеников постоянной бдительности над мыслями, словами и поступками своими, сделала из его Обители воспитательную школу, в которой создавались мужественные, бесстрашные люди, воспитанные на отказе от всего личного, работники общего блага и творцы нового народного сознания»11.

Давайте вернёмся к тому, с чего мы начали. Итак, что из жития Преподобного можем мы взять для подражания? Создание Обители или победа над полчищами врагов нам не представляется возможным. Но мы можем начать понемногу перенимать у Него искренность и чистоту души, сочувствие к людям и всему живому, любовь к труду, смирение и служение ближним и забвение себя, простоту в обращении, непоколебимую веру в Высшие Силы и Их помощь.

Если мы не начнём пытаться это делать, как мы приблизимся к Сергию и чем почтим Его? Слова Высшим Силам не нужны. Они стремятся поднять нас до Себя и ждут от нас усилий в этом направлении, которые будут Ими всемерно поддержаны. «Только помыслите об общем благе, и Мы всегда с вами», — говорят Они.

Если мы этих усилий не проявим, наши восхваления Им ни к чему. Эта установка нова и непривычна, но на пороге Нового Мира приходится пересматривать укоренившиеся понятия, иначе мы останемся прежними.

Также нам надо понять, что подражание отнюдь не исключает почитания.

Подражание есть почитание в действии.

Только свет Учения Живой Этики даёт нам это духовное переосмысление. Возблагодарим Того, Кто дал это Учение нам.


* По тексту радиобеседы, 1990 г.

1 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. Новосибирск, 1997. С. 111.
2 Там же. С. 112.
3 Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 2005. С. 25.
4 Там же.
5 Там же. С. 27.
6 Там же. С. 38.
7 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. С. 115.
8 Знамя Преподобного Сергия Радонежского. С. 39.
9 Там же. С. 49.
10 Там же. С. 44.
11 Там же. С. 43–44.



Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:


Памятные даты 31 - 40 из 46
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец


Дорогие друзья! Содержание этой страницы постоянно обновляется.
На ней  вы можете найти подробное описание памятных дат на ближайшие дни.
Если вы зашли сюда по чьей-то ссылке и не нашли информацию об интересующем вас человеке или событии, скорее всего, нужный вам текст можно найти на других страницах сайта. Воспользуйтесь формой поиска в правом верхнем углу страницы.