Святослав Николаевич Рерих — выдающийся художник и культурный деятель, педагог, исследователь редких растений Индии и Тибета — родился 23 октября 1904 года в Петербурге, в семье Н.К. и Е.И. Рерих. В 2024 году исполняется 120 лет со дня рождения художника.
Первые уроки рисования Святослав получил в гимназии К.И. Мая, у него рано пробудился интерес к естественным наукам. В 1919 году семья Рерихов переезжает в Лондон, здесь Святослав готовится к поступлению на курс архитектуры в Королевскую академию искусств, занимается живописью и скульптурой. С 1920 года Святослав Рерих живёт в США, учится в Колумбийском университете на архитектурном отделении. Осенью 1921 года переходит на учёбу в Гарвардский университет и одновременно посещает занятия на скульптурном отделении Массачусетского университета. Всё это время С.Н. Рерих активно участвует в работе культурных организаций, созданных в Америке Н.К. и Е.И. Рерихами. С 1928 года семья Рерихов живёт в Индии, в долине Кулу (г. Наггар), где начинает работать основанный ими Институт Гималайских исследований «Урусвати». В Институте С.Н. Рерих заведует секторами ботаники, орнитологии, кристаллографии, изучает тибетскую фармакологию, исследует эфироносные растения, организовывает экспедиции по сбору редких растений. Продолжая совершенствовать свой художественный талант, Святослав Рерих становится самобытным художником, создаёт множество необычных и замечательных по красоте полотен — пейзажей и портретных работ. Красота, по мысли Святослава Николаевича, даёт не только эстетическое наслаждение; стремление к Прекрасному — вот путь к формированию нового, более совершенного человека. В 1940-х годах Святослав Рерих вместе с женой, индийской актрисой, поселяется в Бангалоре (Южная Индия). Живя в Индии, он хорошо изучил её историю, культуру, искусство и на своих полотнах запечатлел самобытную красоту этой страны и её талантливый трудолюбивый народ. В 1960 году Святослав Рерих по приглашению Н.С. Хрущёва приезжает в Москву, чтобы открыть первую персональную выставку своих картин на Родине. После этого он неоднократно посещал Советский Союз. В 1989 году по инициативе С.Н. Рериха в нашей стране был создан Советский Фонд Рерихов, куда в 1991 году он передал бесценные для человечества архивы семьи Рерихов. «Россия, — говорил Святослав Николаевич, — это пространство будущего. России предопределена великая, космическая роль на земле». Святослав Николаевич Рерих ушёл из жизни 30 января 1993 года в г. Бангалоре.
Н.Д. Спирина. АПОСТОЛ КРАСОТЫ (1993)Выступление в день памяти Святослава Николаевича Рериха Святослав Николаевич Рерих искал красоту, находил её и передавал её людям. Его девизом было: «Будем всегда стремиться к Прекрасному». В этом был подвиг его жизни, его миссия. В эпоху безобразия, сгущённого до предела, его призыв к Прекрасному и внесение его в жизнь через искусство, мысль, слово и действие давало свет и радость тем, кто могли его дар воспринять. Потому что мало дать, надо, чтобы дар был принят. Те, кто его приняли, идут по пути жизни уже не ощупью, в полной тьме, но их путь освещён лучом понимания, и луч помогает не свернуть в сторону и не сорваться в пропасть.В утверждениях великих людей не бывает ничего случайного, и всё, что они говорят, имеет глубокий и многогранный смысл. Что же такое то Прекрасное, та Красота, которую исповедует и которую призывает исповедовать Святослав Рерих? Её можно понимать и однозначно, по-житейски, и широко и глубинно, и космически. Как всегда, обратимся к Учению Живой Этики, к Учению Жизни и о Жизни. Что говорит оно? Вчитываясь в слова Учения, сказанные по этому поводу, мы начинаем понимать, что красота не только в искусстве и природе, но она может и должна быть выявлена в мыслях, словах и действиях; мы начинаем понимать, что она — этична. Ведь употребляем же мы выражения вроде «некрасивый или красивый поступок» и так далее. Живая Этика говорит: «Только соизмеримость между действием и красотою даёт формулу жизни. Так создание лучших эволюционных ступеней может утвердиться соизмеримостью красоты»1. Великие духовные Учителя, Светочи Мира, являли всем своим обликом захватывающую дух красоту. Изучая воспоминания о Них, мы начинаем понимать не только «что такое хорошо и что такое плохо», но также «что красиво и что некрасиво». И красота, как магнит, притягивает к себе. Мы знаем, как тянутся люди к великим подвижникам, к их духовной, без всяких изъянов, красоте. И мы начинаем, в нашей малой мере, стараться вносить в наш быт культуру поведения, которая тоже есть красота. И тогда улучшается атмосфера вокруг нас, и нам и ближним нашим становится легче дышать. Потому что красота есть озон души, прана сердца. Прану гор и лесов мы знаем; теперь, в следующем витке спирали, мы подходим к пране духовной, без которой никакая природная прана полностью не поможет. Потому так жизнен завет Святослава Николаевича: «Будем всегда стремиться к Прекрасному». Теперь, когда распоясавшаяся тьма сознательно и планомерно насаждает всеми доступными ей средствами культ безобразия во всех областях жизни, искусства и литературы, этот призыв актуален как никогда. Живая Этика говорит: «...Красота не терпит уродства»2. «Можно научиться чуять себя вне пошлой обыденности и приобщиться духом к явленному миру красоты»3. Но к восприятию Прекрасного нужно воспитывать себя, чтобы быть в состоянии приобщиться к нему. «Нужно сначала привыкать к утончению своих чувств, чтобы насытить дух необходимыми влечениями к Миру Красоты»4. И начинать можно с тех простых средств, которые у нас под рукой. «Когда вы радуетесь цветам, когда углубляетесь мыслью в их чудесное строение, создание малого зерна, когда цените свежий аромат, тогда уже прикасаетесь к Тонкому Миру. Можно и в цветах земных, и в оперении птиц, и в чудесах неба найти радость ту самую, которая готовит к вратам Огненного Мира. Главное, не будьте умершими для красоты»5. «Изучить все выделения природы и осознать их красотой — значит дать людям крылья. ...Крылья вознесут к свету»6. «К тебе придут, яви огонь, он им нужен. (...) Не закрой путь для новых стучащихся. (...) Знающий красоту не собьёт путника»7. «У врат Нового Мира толпы, но не знают Врат. Но легки ступени духа и единым желанием становятся на место вещи мира. Несущие желание красоты — Благо вам»8. И Святослав Рерих всем своим обликом и всем своим трудом и творчеством не только несёт нам красоту, но и пробуждает наше стремление к ней. Он знает, что «произнёсший красота — спасён будет»9. «Чудо луча красоты в украшении жизни поднимет человечество. (...) Учи счастью красоты»10.
И для тех, кто стремится к Высшему Миру, к подлинному общению с Иерархией Света, путь один: «Через красоту подойдёте. Поймите и запомните. Вам Поручил сказать — Красота. (...) Я сказал — Красота. И в бою, и в победе Я сказал — Красота. (...) В ней путь ваш. И ею встречу тех, кто дойдёт до Меня. 7 февраля 1993 г. 1 Беспредельность. 768 2 Агни Йога. 337. 3 Иерархия. 177. 4 Мир Огненный. III. 248. 5 Мир Огненный. I. 638. 6 Листы Сада Мории. Зов. 3.06.1922. 7 Там же. 2.05.1922. 8 Там же. 2.06.1922. 9 Там же. 1.03.1922. 10 Там же. 4.07.1921. 11 Там же. 26.07.1922. Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:
Слушать аудиозаписи по теме:
Н.Д.Спирина - 1993.02.28 Памяти С.Н.Рериха (11:05) / Н.Д.Спирина - 1993.01.31 Он был последним членом Великой Семьи (5:33)
Читать статьи журнала "Восход" по теме: Святослав Николаевич Рерих. 1904 – 1993 / АПОСТОЛ КРАСОТЫ. Выступление в день памяти Святослава Николаевича Рериха / НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ВСТРЕЧИ / «Формировать человека Будущего» |
Имя великого русского художника Николая Константиновича Рериха занимает почётное место в истории отечественной и мировой культуры. Его творчество столь многогранно, а достижения столь велики, что не могут не вызывать удивления и восхищения. «Сделанное Рерихом не укладывается в обычные представления о человеческих возможностях» — так сказал о Н.К. Рерихе сибирский учёный академик А.П. Окладников.
Рерих известен всему миру прежде всего как художник, но в мировую культуру он внёс большой вклад ещё и как писатель, археолог, путешественник, философ и общественный деятель. В своём многогранном творчестве он соединил мудрость Востока и культуру Запада. За свою жизнь художник написал свыше семи тысяч прекрасных и неповторимых картин. Полотна Николая Рериха представляют собой «кристаллы сгущённого Света, собранного в определённых сочетаниях в форме картин». Н.К. Рерих родился в Петербурге 9 октября 1874 года. В 1897 году окончил Императорскую Академию художеств в Петербурге, в 1898 году – юридический факультет университета. Уже в студенческие годы Николай Рерих избран в члены Императорского Русского археологического общества. С 1901 года – секретарь Императорского общества поощрения художеств, а с 1906 – директор Рисовальной школы. В 1909 году Николай Рерих избран академиком Императорской Академии художеств. С 1910 года он возглавляет художественное объединение «Мир искусства». Николай Рерих – один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси (1915–1917), а также Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины (1909–1917). В 1921–1922 гг. Рерих создаёт уже в США три культурно-просветительские учреждения: Институт объединённых искусств, объединение художников «Cor Ardens» («Пылающее сердце») и Международный художественный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). В 1923 г. в Нью-Йорке открыт Музей Николая Рериха, ставший первым музеем русского художника за рубежом. В 1923 –1928 гг. Н.К. Рерих предпринимает беспрецедентную научно-художественную Центрально-Азиатскую экспедицию, маршрут которой проходил через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934–1935 гг. – Маньчжурскую экспедицию, прошедшую через Японию, Китай, Маньчжурию, Внутреннюю Монголию. В 1928 г. в Индии Рерихами создаётся Гималайский институт научных исследований «Урусвати». 15 апреля 1935 года в Вашингтоне в присутствии президента США Ф. Рузвельта и представителей 20 стран Латинской Америки был подписан Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, названный Пактом Рериха. Это первый международный договор по охране культурных ценностей. В 1942 году в Нью-Йорке по инициативе Н.К. Рериха была основана Американо-Русская культурная ассоциация (АРКА), где он избирается почётным Президентом. В 1946 году, в долине Кулу (Гималаи, Индия), где Рерихи жили с конца 1928 года, Николай Константинович начинает сборы на Родину, но в 1947 году заболевает и 13 декабря уходит из жизни.
Перейти на страницу Н.К. Рериха >>>
Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:
Слушать аудиозаписи по теме:
Н.Д.Спирина - 1998.09.27 Четыре знаменательные даты октября (8:46)
Читать статьи журнала "Восход" по теме: ТВОРЕЦ БУДУЩЕГО* / «НЕБЕСНЫЙ КАМЕНЬ». Из радиопередачи «Н.К. Рерих» / «ДУХ КРИСТАЛЬНОЙ ЧИСТОТЫ». Образ Н.К.Рериха в письмах Е.И.Рерих / ЗАВЕЩАНО СИБИРИ |
5 октября 1955 г. закончился земной путь Елены Ивановны Рерих. Е.И. Рерих — великая русская женщина, взявшая на себя труднейшую миссию — возвестить человечеству о наступлении Новой Эры и принести людям давно утраченные знания о Законах Бытия — Учение Живой Этики (Агни Йогу). Она «приняла на себя всю тягость провозвестия Нового Учения, старого как мир, но облечённого в новую форму и дополненного тем, что из Сокровенного Знания должно и можно было выдать человечеству на данной ступени его эволюции» (Грани Агни Йоги. 1969).
«Чем можем мы почтить Матерь Агни Йоги? Чего ждёт она от нас? Не словесного почитания, но посильного претворения чего-то из принесённого ею. Претворяя Заветы, в которые она вложила всю себя, мы сделаем её подвиг не напрасным. Почтить её мы можем в действиях, направленных на совершенствование себя и тем самым и нашего окружения, ибо, как сказано, не может человек восходить или нисходить только сам по себе» (Н.Д. Спирина).
Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:
Слушать аудиозаписи по теме:
Н.Д.Спирина - 1999.02.13 Елена Рерих в творчестве Николая и Святослава Рерихов (12:24) / Н.Д.Спирина - 1995.02.12 Воительница (32:54)
Читать статьи журнала "Восход" по теме: ВОИТЕЛЬНИЦА / ВЕЛИКАЯ ЖИЗНЬ* / ПИСЬМА ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ / СВИДЕТЕЛЬНИЦА |
ОКТЯБРЬ 2024
1 октября – Международный день музыки. Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой: |
12 июня — День России
12 июня наша страна отмечает государственный праздник — День России. С 1990 года он назывался Днём независимости, после принятия I Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете РСФСР.
С 1998 года праздник стал официально именоваться «Днём России».
***
Горячим патриотом своей Родины был известный художник и мыслитель Н.К. Рерих. Где бы он ни находился, Россия всегда жила в его сердце, мыслях, в творчестве и во всех его делах. «Чаша неотпитая»
Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:
Читать статьи журнала "Восход" по теме:
«А РОССИЯ БЫЛА И БУДЕТ» / «ВЕЛИКОЙ СТРАНЕ СУЖДЕНО ВЕЛИКОЕ БУДУЩЕЕ» / РОССИЯ / «ВЕРЬТЕ В РОССИЮ» / «Любовью к Родине богаты» / «Моя Страна окажется победной во всём...». Из писем Е.И. Рерих / «Свет стоит над Родиной». Из писем Е.И.Рерих / «ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ...»
|
ПАМЯТИ СВЯТОСЛАВА НИКОЛАЕВИЧА РЕРИХА Н.Д. Спирина Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества.
Сегодня последний день февраля. Этот месяц прошёл у нас под знаком великой утраты. После того как стал проходить шок от известия об уходе с земли Святослава Николаевича Рериха, мы стали постепенно осмысливать, кого мы потеряли и чего мы в связи с этим лишились.
28 февраля 1993 г.
Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:
Слушать аудиозаписи по теме:
Н.Д.Спирина - 1993.01.31 Он был последним членом Великой Семьи (5:33)
Читать статьи журнала "Восход" по теме: Святослав Николаевич Рерих. 1904 – 1993 / АПОСТОЛ КРАСОТЫ. Выступление в день памяти Святослава Николаевича Рериха / НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ВСТРЕЧИ / «Формировать человека Будущего» |
8 октября (25 сентября по ст. ст.) 1392 года закончилась земная жизнь «Благодатного Воспитателя русского народного духа» Преподобного Сергия Радонежского.
«Святой Сергий — Строитель Русской Духовной Культуры. Каждое упоминание этого священного Имени повелительно зовёт всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов» (Н.К. Рерих. Из слова на освящение часовни Святого Преподобного Сергия). «Сергий Духотворец! Сергий — Живая Связь с Миром Высшим! (…) На всех поворотных пунктах истории России, при всех потрясениях, обрушивавшихся на Землю Русскую, неизреченная мощь Преподобного и твердыня духовной культуры, им заложенная, стоят нерушимым оплотом сил духовных. Мы видели, как на протяжении столетий мощь Преподобного неотступно питала и хранила любимую им Землю Русскую. Но история повторяется, и кто может сказать, что наступившие с началом XX столетия годы развала, гонения и кощунственного разрушения Святынь снова не сменятся великим, ещё небывалым духовным подъёмом, который в стихийности своей превысит все до него бывшие подвиги? (…) Пробьёт час, Свыше предуказанный, и народ Земли Русской в порыве любви пламенной к Родине своей, в подвиге духа, подымется под стягом Преподобного против безбожных за Святыню отечества, за достоинство своё, за благо народов!» (Н. Яровская*. Преподобный Сергий Радонежский). *Н. Яровская — псевдоним Е.И. Рерих. Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой: |
С. Деменко. ОТКРЫТИЕ МУЗЕЯ Солнце в этот час светило, Ветер Знамя развевал, Словно горный перевал Всё СибРО перевалило! После скал нагромождений, Что остались позади, Звёзды новых дерзновений Нам сияют впереди. Знаем — труден каждый шаг В эти новые просторы, Но откроет все затворы Дружное: «Да будет так!» 7 октября 2007 г.
Л. Ничволод. ОТКРЫТИЕ МУЗЕЯ Н.К. РЕРИХА
Взлетел в лазурь с бодрящим ветром стяг
Крылом огромной птицы белой. Трепещет сердце — поднят флаг,— Мы в будущее смотрим смело! Сияло солнце у друзей в глазах, Мечта за флагом ввысь стремилась, Лишь радости хрустальная слеза Страду десятка лет вместила. Здесь Красота взошла на пьедестал, — Полна любовью сердца чаша. Идеи утвержденья век настал, — Музей открыт! В нём вера наша. Торжественность вокруг и тишина... Звучит, победой сердце наполняя, Великого Присутствия Струна, И ода «К Радости»* зовёт и окрыляет! * Во время поднятия Знамени Мира над Музеем Н.К. Рериха в Новосибирске звучала ода «К Радости» — фрагмент из 9-й симфонии Бетховена (на стихи Шиллера). Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой: |
Н.Д. Спирина Живая Этика о Преподобном Сергии Радонежском* Отличительной особенностью Сергия было то, что он не проповедовал и ничего не писал. Он являл собою путь восхождения духа, подавал собою тот нравственный пример, без которого невозможно ни создать крепкое государство, ни наладить собственную жизнь. В последние годы о Преподобном Сергии стали говорить и писать не только как о великом святом, но и крупнейшем государственном деятеле XIV века, сыгравшем решающую роль в освобождении Руси от татарского ига. Для того чтобы победить этих крепко вкоренившихся в государстве и в умах людей того времени захватчиков, надо было поднять дух не только воинства, но и всего русского народа. Своим личным подвигом и трудами Преподобный подал пример несокрушимости человеческого духа и его возможностей и тем самым заложил основы русской духовной культуры и основы государства русского.
«Преподобный связан не только с прошлым, но и с будущим. Думая о Нём, смотрим не только назад, но и вперёд. Он — Строитель, а строитель есть создатель будущего. Можем ли сомневаться в будущем страны Его». Совсем молодым ушёл он в глухие леса и поселился там в полном одиночестве. Началось всё с крохотной кельи и такой же часовенки, которые одинокий молодой отшельник вырубил в дремучем лесу и стал, как говорили тогда, «спасаться», то есть возвышать свою бессмертную душу над всем земным и смертным. Сначала к нему приходили только звери. Пришёл и отощавший от голода медведь, с которым Сергий поделился краюшкой хлеба и подружился.
Затем потянулись и люди, уже за хлебом небесным, духовным, без которого умирает от голода душа. Они тоже строили кельи и подвизались в молитве и труде. Искали они и духовного учительства. И Сергий стал, сам того не желая, наставником братии, а затем и настоятелем Обители. Но он продолжал трудиться, по словам жития, «как раб купленный», делал сам всю чёрную работу и тем подавал пример воспитания в труде. Николай Рерих говорит: «Каждое упоминание этого священного Имени повелительно зовёт всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию...»3 «Преподобный Исаак Сирин сказал: ''Когда мы в покое — демоны веселятся, а когда в трудах — Ангелы радуются''»4. «Человечество устало от разрушений и смятений, выдувающих пламень сердца. Чудесно является перед нами великое Имя Водителя, с которым неразрывно связано и знание, и строительство, сострадание и неутомимая твёрдость»5. Сергий запрещал братии просить подаяние, но жить только от своего труда. Сам он явил пример этого, когда, оставаясь три дня без пищи, предложил одному из своих учеников, который хотел пристроить сени к своей келье, сделать это за несколько кусков гнилого хлеба, который сам ученик не мог есть. Тот вынес ему этот хлеб, но Сергий сначала построил ему сени и только потом взял за работу эту плату. «Слухи о его подвижническом житии, — пишет Е.И.Рерих, — скоро разнеслись по окрестности, и стали навещать его люди, прося назидания и совета во всех делах своих; и никого не отпускал юный подвижник без утешения, без слова ободрения и вразумления»6.
«На первых порах пустынножители не руководствовались никакими правилами или уставами, но имели перед собою лишь живой пример истинного подвижничества в лице своего основоположника»8. Е.И.Рерих отмечает, что в качестве наставника «Сергий нашёл путь к сердцам не только путём чудес, о которых запрещал говорить, но своим личным примером великого сотрудничества, как в большом, так и в малом. Его слово было словом сердца, и, может быть, главная сила его кратких убеждений заключалась в той незримой, но ощутимой благодати, которая излучалась из всего его обаятельного облика, умиротворяюще и ободряюще влиявшего на всех приходивших к нему. Нигде нет указания на гнев, даже на возмущение, он умел быть твёрдым и требовательным, но без насилия»9. Преподобный установил суровые правила дисциплины в своей Обители. Так, после вечерни каждый должен был творить молитву и заниматься ручным трудом, чтобы руки не были праздны. И когда Преподобный обходил ночью кельи, слышал празднословие, то лёгким ударом в оконце подавал знак. «Наутро же призывал провинившихся и наставлял их кротко, но сильно, и приводил к раскаянию. При этом, чтобы не задеть, он часто говорил притчами, пользуясь самыми простыми и обыденными образами и сравнениями, которые глубоко западали в душу провинившегося»10. «Всё это даёт нам облик вечно бодрствующего, зоркого наставника, следящего за каждым братом, особенно же за новичком, и, при всей мягкости своей, не допускающего уклонений от установленных правил. Введённая им суровая дисциплина, требовавшая от учеников постоянной бдительности над мыслями, словами и поступками своими, сделала из его Обители воспитательную школу, в которой создавались мужественные, бесстрашные люди, воспитанные на отказе от всего личного, работники общего блага и творцы нового народного сознания»11. Давайте вернёмся к тому, с чего мы начали. Итак, что из жития Преподобного можем мы взять для подражания? Создание Обители или победа над полчищами врагов нам не представляется возможным. Но мы можем начать понемногу перенимать у Него искренность и чистоту души, сочувствие к людям и всему живому, любовь к труду, смирение и служение ближним и забвение себя, простоту в обращении, непоколебимую веру в Высшие Силы и Их помощь. Если мы не начнём пытаться это делать, как мы приблизимся к Сергию и чем почтим Его? Слова Высшим Силам не нужны. Они стремятся поднять нас до Себя и ждут от нас усилий в этом направлении, которые будут Ими всемерно поддержаны. «Только помыслите об общем благе, и Мы всегда с вами», — говорят Они. Если мы этих усилий не проявим, наши восхваления Им ни к чему. Эта установка нова и непривычна, но на пороге Нового Мира приходится пересматривать укоренившиеся понятия, иначе мы останемся прежними. Также нам надо понять, что подражание отнюдь не исключает почитания. Подражание есть почитание в действии.
Только свет Учения Живой Этики даёт нам это духовное переосмысление. Возблагодарим Того, Кто дал это Учение нам.
* По тексту радиобеседы, 1990 г.
1 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. Новосибирск, 1997. С. 111. Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:
Читать статьи журнала "Восход" по теме:
О Преподобном Сергии. Священный героизм / Из Слова академика Н.К. Рериха / Живая Этика о Преподобном Сергии Радонежском
|