|
Если бы собрать все сказы про Николу, начиная с первого его выявления как скорого помощника и заступника всех, в своих нуждах и бедах к нему обращающихся, получилось бы немало томов удивительных и умилительных рассказов о его чудесах. Но самым главным чудом для нас является неиссякаемый источник его любви и сострадания, его безотказная отзывчивость на призывы, устремлённые к нему со всех концов света. Этот вселенский святой откликается на зов каждого, независимо от его вероисповедания. Но ближе всех он русскому народу; здесь он свой; и храмы в его честь воздвигнуты на Руси во множестве. Предельно кратко выражено это отношение к Николе Милостивому в диалоге двух простых мужичков, приведённом у Ремизова: «А що буде, як Бог помре?» «А Микола святый на що?» — Здесь выражена непоколебимая убеждённость, что даже в таком невообразимом случае, как «Бог помре», Никола всё равно останется и не оставит. Читая Житие и деяния святителя Николая, поражаешься невероятному многообразию оказываемой им помощи. В самых различных бедах, напастях, гибельных ситуациях и смертях проявлялась великая духовная мощь, мощь любви в её божественной сущности, преодолевающая физические законы естества. Святой Николай был предназначен Свыше для этого подвига, и когда однажды он захотел уединиться в монастыре и подвизаться там в молитве и безмолвии, глас Божий повелел ему идти в мир «на служение людям для их спасения». И, совершая подвиги милосердия, он при этом так избегал человеческой славы, что старался где только возможно «утаить себя даже и от того, кому благодетельствовал». Старинное Житие святителя Николая заканчивается такими словами: «Много великих и преславных чудес сотворил на земле и на море великий сей угодник. Он помогал сущим в бедах, спасал от потопления и выносил на сушу из глубины морской, освобождал из плена и приносил освобождённых домой, избавлял от уз и темницы, защищал от посечения мечом, освобождал от смерти и подавал многим многие исцеления, слепым — прозрение, хромым — хождение, глухим — слух, немым — дар слова. Он обогатил многих, бедствующих в убожестве и крайней нищете, подавал голодным пищу и всем являлся во всякой нужде готовым помощником, тёплым заступником и скорым предстателем и защитником. И ныне он также помогает призывающим его и избавляет их от бед. Чудес его исчислить невозможно точно так же, как невозможно и описать все их подробно. Сего великого чудотворца знает и восток и запад, и во всех концах земли известны его чудотворения».
Н.Д. Спирина Фрагмент радиопередачи 19 декабря 1993 года
Мы молимся Пречудному Николе,
Н.Д. Спирина Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:
Смотреть видеофильмы по теме:
9. Светочи мира. Христианство
Читать статьи журнала "Восход" по теме: 22 мая — День Святого Николая Чудотворца / ВСЕЛЕНСКИЙ СВЯТОЙ (2002) / НАШ ПОКРОВИТЕЛЬ / Святой Николай Чудотворец / «Мы молимся Пречудному Николе...» |
|
Имя великого русского художника Николая Константиновича Рериха занимает почётное место в истории отечественной и мировой культуры. Его творчество столь многогранно, а достижения столь велики, что не могут не вызывать удивления и восхищения. «Сделанное Рерихом не укладывается в обычные представления о человеческих возможностях» — так сказал о Н.К. Рерихе сибирский учёный академик А.П. Окладников.
Перейти на страницу Н.К. Рериха >>> Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:
Слушать аудиозаписи по теме:
Н.Д.Спирина - 1998.09.27 Четыре знаменательные даты октября (8:46)
Читать статьи журнала "Восход" по теме: ТВОРЕЦ БУДУЩЕГО* / «НЕБЕСНЫЙ КАМЕНЬ». Из радиопередачи «Н.К. Рерих» / «ДУХ КРИСТАЛЬНОЙ ЧИСТОТЫ». Образ Н.К.Рериха в письмах Е.И.Рерих / ЗАВЕЩАНО СИБИРИ |
|
Наталия Дмитриевна Спирина (4.05.1911 - 10.12.2004) — рериховед, общественный деятель, поэт, прозаик. Основатель Сибирского Рериховского Общества.
Перейти на страницу Н.Д. Спириной: http://sibro.ru/teacher/spirina/
или на сайт Н.Д. Спириной: http://spirina.info/ Послушать выступления Н.Д. Спириной: http://sibro.ru/media/audio/ Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:
Смотреть видеофильмы по теме:
Космос. Серия по стихам Н.Д. Спириной.
Читать статьи журнала "Восход" по теме: ТРИ РАДОСТИ БОДХИСАТТВ |
|
ДЕКАБРЬ 2024 Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой: |
|
Зинаида Григорьевна Фосдик родилась 13 ноября 1889* года. Ближайшая сотрудница Рерихов в Америке, она была бессменным стражем Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке. «Зинаида Григорьевна — мой доверенный Друг и наш сотрудник вот уже много лет. Она всем существом своим предана Служению и Великому Владыке. Она охраняет основы Дел и творческую деятельность Н.К. и много помогает мне. Если бы не она, у меня были бы связаны руки и я не могла бы продолжать свою основную работу. Я целиком доверяю ей и знаю её абсолютное бескорыстие и преданность Великому Владыке. …Огромная работа поручена ей — защищать основы Дел и Знамя Мира, а также продолжать деятельность Общества Агни Йоги и выпуск всех его изданий… Я люблю её и утверждаю, что она является самым ценным сотрудником и другом». (Из письма Е.И.Рерих Б.Н.Абрамову). Зинаида Фосдик (в девичестве Шафран) родилась в Одессе. С ранних лет обладала музыкальным талантом. Окончила Школу Леопольда Годовского, концертировала в Европе, а в 1912 году, после смерти отца, с матерью переехала в Нью-Йорк. В декабре 1920 года в Нью-Йорке открылась первая большая выставка работ Н.К. Рериха. Зинаида Григорьевна пришла на открытие и была представлена Рерихам. «Этот великий человек и его жена приняли меня так, как будто знали меня! Более того, они начали говорить со мной о своих планах на будущее, их миссии в Соединенных Штатах и о том, что должно было последовать далее… И что самое удивительное, наши пути должны были слиться…! В тот же вечер были заложены идеи общей работы — создания первой из наших организаций, основанных профессором Рерихом, — Мастер-Школы Объединённых Искусств. За ней должны были последовать другие культурные центры: Кор Арденс, Корона Мунди и позже Музей Рериха, Пресс-центр Музея, многочисленные Рериховские общества и другие организации. Этот вечер стал началом моего ученичества, которое впоследствии переросло в духовное ученичество под руководством Николая Константиновича Рериха, в теснейшем сотрудничестве с ним и Еленой Ивановной Рерих». В 1949 году З.Г. Фосдик возглавила Музей Н. Рериха в Нью-Йорке. «Страж Верный» — так говорили о ней Рерихи. Приведём выдержки из звукового письма Зинаиды Григорьевны, присланного Н.Д. Спириной 6 октября 1978 года. «Николай Константинович говорил, что Алтай — это жемчужина Сибири, а будущее всех народов связано с Россией. И ещё он сказал: "Россия поведёт все народы", и этим мы живём в Америке и стремимся к будущему. Судьба определила нам быть здесь, и это очень важно, потому что наш Музей — это звено, именно звено культурное, между Советским Союзом и Америкой. Культурное, я повторяю — культурное, потому что это единственная связь, которую мы можем создавать на почве культуры. Когда Николай Константинович сюда прибыл, он хотел ознакомить Америку с русской культурой, и он это делал очень широко. Были его замечательные картины, показанные в то время здесь, которые указывали на величие старой Руси и на возможности новой Руси. Это он давал нам на своих выставках. И после этого он писал ещё очень много. У нас есть целый ряд превосходных английских книг, в которых он писал, что есть Россия и о значении России для грядущего. А говорил он, конечно, даже больше, чем писал. И потому это так радостно видеть. И я это говорю всем тем, с кем встречаюсь, когда я возвращаюсь на Родину; я всегда говорю: поощряйте вашу молодёжь приезжать в Америку и говорить о культуре русской. Не только приезжать и посмотреть — всё очень приятно и красиво, но и говорить о русской культуре — это необходимо. Николай Константинович только так и делал. А теперь я так счастлива, что у вас на Родине всё время пишутся о нём книги, посвящаются ему поэмы, замечательные статьи; всё это величайшая радость. Этого и хотели Николай Константинович и Елена Ивановна, они оба к тому и стремились, чтобы русская культура прочно была известна тут, чтобы её полюбили и оценили. Об этом надо и нам думать; и это меня очень радует».
З.Г. Фосдик ушла из жизни 16 июля 1983 года.
_____ Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:
Слушать аудиозаписи по теме:
Н.Д.Спирина - 2001.10.28 Звено между Америкой и Россией (25:11)
Читать статьи журнала "Восход" по теме: «ПОД ЛУЧАМИ ВАШЕЙ ЗВЕЗДЫ» / «Нет расстояния там, где есть любовь» / Звено между Америкой и Россией |
|
12 июня — День России
12 июня наша страна отмечает государственный праздник — День России. С 1990 года он назывался Днём независимости, после принятия I Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете РСФСР.
С 1998 года праздник стал официально именоваться «Днём России».
***
Горячим патриотом своей Родины был известный художник и мыслитель Н.К. Рерих. Где бы он ни находился, Россия всегда жила в его сердце, мыслях, в творчестве и во всех его делах. «Чаша неотпитая»
Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:
Читать статьи журнала "Восход" по теме:
«А РОССИЯ БЫЛА И БУДЕТ» / «ВЕЛИКОЙ СТРАНЕ СУЖДЕНО ВЕЛИКОЕ БУДУЩЕЕ» / РОССИЯ / «ВЕРЬТЕ В РОССИЮ» / «Любовью к Родине богаты» / «Моя Страна окажется победной во всём...». Из писем Е.И. Рерих / «Свет стоит над Родиной». Из писем Е.И.Рерих / «ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ...»
|
|
ПАМЯТИ СВЯТОСЛАВА НИКОЛАЕВИЧА РЕРИХА Н.Д. Спирина Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества.
Сегодня последний день февраля. Этот месяц прошёл у нас под знаком великой утраты. После того как стал проходить шок от известия об уходе с земли Святослава Николаевича Рериха, мы стали постепенно осмысливать, кого мы потеряли и чего мы в связи с этим лишились.
28 февраля 1993 г.
Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:
Слушать аудиозаписи по теме:
Н.Д.Спирина - 1993.01.31 Он был последним членом Великой Семьи (5:33)
Читать статьи журнала "Восход" по теме: Святослав Николаевич Рерих. 1904 – 1993 / АПОСТОЛ КРАСОТЫ. Выступление в день памяти Святослава Николаевича Рериха / НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ВСТРЕЧИ / «Формировать человека Будущего» |
|
С. Деменко. ОТКРЫТИЕ МУЗЕЯ Солнце в этот час светило, Ветер Знамя развевал, Словно горный перевал Всё СибРО перевалило! После скал нагромождений, Что остались позади, Звёзды новых дерзновений Нам сияют впереди. Знаем — труден каждый шаг В эти новые просторы, Но откроет все затворы Дружное: «Да будет так!» 7 октября 2007 г.
Л. Ничволод. ОТКРЫТИЕ МУЗЕЯ Н.К. РЕРИХА
Взлетел в лазурь с бодрящим ветром стяг
Крылом огромной птицы белой. Трепещет сердце — поднят флаг,— Мы в будущее смотрим смело! Сияло солнце у друзей в глазах, Мечта за флагом ввысь стремилась, Лишь радости хрустальная слеза Страду десятка лет вместила. Здесь Красота взошла на пьедестал, — Полна любовью сердца чаша. Идеи утвержденья век настал, — Музей открыт! В нём вера наша. Торжественность вокруг и тишина... Звучит, победой сердце наполняя, Великого Присутствия Струна, И ода «К Радости»* зовёт и окрыляет! * Во время поднятия Знамени Мира над Музеем Н.К. Рериха в Новосибирске звучала ода «К Радости» — фрагмент из 9-й симфонии Бетховена (на стихи Шиллера). Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой: |
|
Н.Д. Спирина Живая Этика о Преподобном Сергии Радонежском* Отличительной особенностью Сергия было то, что он не проповедовал и ничего не писал. Он являл собою путь восхождения духа, подавал собою тот нравственный пример, без которого невозможно ни создать крепкое государство, ни наладить собственную жизнь. В последние годы о Преподобном Сергии стали говорить и писать не только как о великом святом, но и крупнейшем государственном деятеле XIV века, сыгравшем решающую роль в освобождении Руси от татарского ига. Для того чтобы победить этих крепко вкоренившихся в государстве и в умах людей того времени захватчиков, надо было поднять дух не только воинства, но и всего русского народа. Своим личным подвигом и трудами Преподобный подал пример несокрушимости человеческого духа и его возможностей и тем самым заложил основы русской духовной культуры и основы государства русского.
«Преподобный связан не только с прошлым, но и с будущим. Думая о Нём, смотрим не только назад, но и вперёд. Он — Строитель, а строитель есть создатель будущего. Можем ли сомневаться в будущем страны Его». Совсем молодым ушёл он в глухие леса и поселился там в полном одиночестве. Началось всё с крохотной кельи и такой же часовенки, которые одинокий молодой отшельник вырубил в дремучем лесу и стал, как говорили тогда, «спасаться», то есть возвышать свою бессмертную душу над всем земным и смертным. Сначала к нему приходили только звери. Пришёл и отощавший от голода медведь, с которым Сергий поделился краюшкой хлеба и подружился.
Затем потянулись и люди, уже за хлебом небесным, духовным, без которого умирает от голода душа. Они тоже строили кельи и подвизались в молитве и труде. Искали они и духовного учительства. И Сергий стал, сам того не желая, наставником братии, а затем и настоятелем Обители. Но он продолжал трудиться, по словам жития, «как раб купленный», делал сам всю чёрную работу и тем подавал пример воспитания в труде. Николай Рерих говорит: «Каждое упоминание этого священного Имени повелительно зовёт всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию...»3 «Преподобный Исаак Сирин сказал: ''Когда мы в покое — демоны веселятся, а когда в трудах — Ангелы радуются''»4. «Человечество устало от разрушений и смятений, выдувающих пламень сердца. Чудесно является перед нами великое Имя Водителя, с которым неразрывно связано и знание, и строительство, сострадание и неутомимая твёрдость»5. Сергий запрещал братии просить подаяние, но жить только от своего труда. Сам он явил пример этого, когда, оставаясь три дня без пищи, предложил одному из своих учеников, который хотел пристроить сени к своей келье, сделать это за несколько кусков гнилого хлеба, который сам ученик не мог есть. Тот вынес ему этот хлеб, но Сергий сначала построил ему сени и только потом взял за работу эту плату. «Слухи о его подвижническом житии, — пишет Е.И.Рерих, — скоро разнеслись по окрестности, и стали навещать его люди, прося назидания и совета во всех делах своих; и никого не отпускал юный подвижник без утешения, без слова ободрения и вразумления»6.
«На первых порах пустынножители не руководствовались никакими правилами или уставами, но имели перед собою лишь живой пример истинного подвижничества в лице своего основоположника»8. Е.И.Рерих отмечает, что в качестве наставника «Сергий нашёл путь к сердцам не только путём чудес, о которых запрещал говорить, но своим личным примером великого сотрудничества, как в большом, так и в малом. Его слово было словом сердца, и, может быть, главная сила его кратких убеждений заключалась в той незримой, но ощутимой благодати, которая излучалась из всего его обаятельного облика, умиротворяюще и ободряюще влиявшего на всех приходивших к нему. Нигде нет указания на гнев, даже на возмущение, он умел быть твёрдым и требовательным, но без насилия»9. Преподобный установил суровые правила дисциплины в своей Обители. Так, после вечерни каждый должен был творить молитву и заниматься ручным трудом, чтобы руки не были праздны. И когда Преподобный обходил ночью кельи, слышал празднословие, то лёгким ударом в оконце подавал знак. «Наутро же призывал провинившихся и наставлял их кротко, но сильно, и приводил к раскаянию. При этом, чтобы не задеть, он часто говорил притчами, пользуясь самыми простыми и обыденными образами и сравнениями, которые глубоко западали в душу провинившегося»10. «Всё это даёт нам облик вечно бодрствующего, зоркого наставника, следящего за каждым братом, особенно же за новичком, и, при всей мягкости своей, не допускающего уклонений от установленных правил. Введённая им суровая дисциплина, требовавшая от учеников постоянной бдительности над мыслями, словами и поступками своими, сделала из его Обители воспитательную школу, в которой создавались мужественные, бесстрашные люди, воспитанные на отказе от всего личного, работники общего блага и творцы нового народного сознания»11. Давайте вернёмся к тому, с чего мы начали. Итак, что из жития Преподобного можем мы взять для подражания? Создание Обители или победа над полчищами врагов нам не представляется возможным. Но мы можем начать понемногу перенимать у Него искренность и чистоту души, сочувствие к людям и всему живому, любовь к труду, смирение и служение ближним и забвение себя, простоту в обращении, непоколебимую веру в Высшие Силы и Их помощь. Если мы не начнём пытаться это делать, как мы приблизимся к Сергию и чем почтим Его? Слова Высшим Силам не нужны. Они стремятся поднять нас до Себя и ждут от нас усилий в этом направлении, которые будут Ими всемерно поддержаны. «Только помыслите об общем благе, и Мы всегда с вами», — говорят Они. Если мы этих усилий не проявим, наши восхваления Им ни к чему. Эта установка нова и непривычна, но на пороге Нового Мира приходится пересматривать укоренившиеся понятия, иначе мы останемся прежними. Также нам надо понять, что подражание отнюдь не исключает почитания. Подражание есть почитание в действии.
Только свет Учения Живой Этики даёт нам это духовное переосмысление. Возблагодарим Того, Кто дал это Учение нам.
* По тексту радиобеседы, 1990 г.
1 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. Новосибирск, 1997. С. 111. Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:
Читать статьи журнала "Восход" по теме:
О Преподобном Сергии. Священный героизм / Из Слова академика Н.К. Рериха / Живая Этика о Преподобном Сергии Радонежском
|