Значительную часть творческой биографии Николая Константиновича Рериха занимает сотрудничество с театром. С 1905 по 1944 год, с некоторыми перерывами, художник работал над оформлением оперных, балетных и драматических постановок. Они получили сценическое воплощение в театрах Петербурга-Петрограда, Москвы, Парижа, Лондона, Чикаго, Филадельфии и ещё многих городов мира.
Произведения театрально-декорационного искусства Рериха хранятся в отечественных и зарубежных, государственных и частных собраниях. Они экспонируются в музейных залах и на выставках.
К началу постоянного профессионального сотрудничества с театром Рерих был уже сложившимся живописцем, обладающим своим почерком, имеющим собственные взгляды на искусство. Обращение Рериха к театрально-декорационному искусству обусловлено тягой художника к монументальным и декоративным формам. Кроме того, сцена позволяла реализовать присущее Рериху стремление к синтезу искусств. «В театральных работах, так же как и в монументальных стенописях, для меня было всегда нечто увлекательное», — признавался художник.
В работе над оформлением спектаклей Рерих обращался только к наиболее близким ему музыкальным и драматическим произведениям Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, И.Ф. Стравинского, М.П. Мусоргского, Р. Вагнера. Работал над эскизами к пьесам А.М. Ремизова, А.Н. Островского, Лопе де Вега, М. Метерлинка и Г. Ибсена.
Работая в театре Рерих оставался мыслителем-философом, поэтом первозданной красоты земли, неба, могучих сил природы. Своей духовностью его искусство было близко древнерусской традиции.
Обладая огромнейшей эрудицией, Рерих воплощал в своих работах сущность исторических эпох, культуры, быта, обычаев народов в художественном преломлении. О научном подходе к историческому материалу и безупречном мастерстве Рериха свидетельствует всё его театральное наследие — разнообразное по темам и образам, полное удивительной поэтичности. Театральное наследие Николая Константиновича Рериха весьма значительно в художественном отношении. Оно вошло в золотой фонд русского искусства и обогатило мировую художественную культуру XX века.
Составлено по монографии Е. Яковлевой
«Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха»
Н.К. Рерих в 1939 году в статье «Памятки» писал о своих работах: «Среди моих работ две группы, а именно театральная и настенные украшения, довольно многочисленны. Припоминаю список фресок, мозаик и керамик: "Сибирский Фриз" — у кн. С.А. Щербатова, "Северный Фриз" — в Русском Музее, в керамике — на доме Страхового Общества, мозаики — в Почаеве, в Шлиссельбурге в Талашкине, в Пархомовке; стенопись — в Смоленске у кн. М.К. Тенишевой, часовня —во Пскове, панно для Ниццы, "Казань" и "Керженец" — Правление Московско-Казахской железной дороги, иконостас — в Перми, "Богатырский фриз" — в доме Бажанова в Петрограде, "Хозяин дома" (стекло) — в Америке.
Также немало и театральных постановок, и прошедших и оставшихся в эскизах. В приблизительном порядке припоминаю: "Валькирия", "Три Мага", "Фуэнте-Овехунд ", "Снегурочка" (три постановки в России, во Франции и в Америке); "Князь Игорь" (Париж и Лондон), "Псковитянка", "Весна Священная" (две версии Париж и Америка), "Пер Гюнт" (Московский Художественный Театр), "Принцесса Мален", "Сестра Беатриса" (Музыкальная Драма), "Садко", "Царь Салтан" (для Ковент-Гарден), "Тристан и Изольда" (для Чикаго), часть "Хованщины", часть "Руслана и Людмилы"... Кроме того, были эскизы для пьесы Ремизова, для предполагавшейся мистерии "Пещное действо", для "Пелеаса и Мелисанды", для "Башни ужаса", для "Ункрады", для "Монголов", "Теней" и других несбывшихся начинаний».